По прибытии в деревню маори в густых лесах Северного острова Аотеароа, Новая Зеландия, где-то в конце 1830-х годов корнуоллский миссионер Уильям Коленсо заметил кое-что любопытное. Это было знаменательное событие — Коленсо, как сообщается, был первым европейцем, посетившим общину, — но его отвлёк горшок. По его словам, женщины маори готовили «картофель» (возможно, кумару, клубень, похожий на сладкий картофель) в бронзовом горшке над очагом, а не более традиционным методом, помещая нагретые камни в деревянную посуду. Это было особенно странно, потому что деревня не наладила торговлю с иностранцами и, следовательно, полагал Коленсо, не имела доступа к бронзе, которая в то время не производилась на острове.
Коленсо пригляделся. Это был действительно странный горшок. Примерно 16,5 сантиметров в высоту и 15 сантиметров в ширину, у него были выступы и неровный край, как будто часть горшка откололась. На бронзе были выгравированы петли и завитки языка, который не был английским. Это был не горшок, понял Коленсо. Это была вершина корабельного колокола.
Женщины маори рассказали Коленсо, что он был с ними из поколения в поколение: их предки нашли его в корнях дерева, поваленного бурей.
Заинтригованный, Коленсо обменял колокол на чугунный котёл.
Когда он умер в 1899 году, объект был завещан Колониальному музею, который позже стал Новозеландским музеем Те Папа Тонгарева, расположенным в Веллингтоне. Более века учёные ломали голову над объектом, известным как тамильский колокол из-за рельефного письма на тамильском языке, на котором сегодня говорят в юго-восточной Индии, Шри-Ланке и Сингапуре. Почти всё остальное, связанное с колоколом, в том числе то, как он оказался в Новой Зеландии, оставалось загадкой до тех пор, пока в 2019 году в Веллингтон не прибыла Налина Гопал, любознательный куратор музея из Центра индийского наследия Сингапура. Её настойчивая детективная работа раскрывает удивительные подробности о колоколе — а также поднимают новые вопросы.
Фото: atlasobscura.com
Как и в случае с Коленсо почти двумя веками ранее, Гопал была поражена несоответствием тамильского колокола. Нет никаких исторических записей или археологических свидетельств того, что тамильские мореплаватели когда-либо прибывали в Новую Зеландию или торговали с ней. Проще говоря, история колокола не поддаётся объяснению. «Это похоже на НЛО», — говорит Гопал.
Первоначальная выпуклость колокола исчезла, а размер вызывает вопросы о правдивости истории Коленсо: был ли он достаточно большим для приготовления картофеля? «Может быть, молодой картошки», — смеётся Гопал.
Гопал углубилась в предыдущие теории о колоколе. Ещё в 1882 году новозеландский учёный Уильям Маскелл полагал, что колокол мог находиться во владении какого-то много путешествовавшего моряка, который сохранил его в качестве сувенира из порта Южной Азии, но каким-то образом потерял его на Северном острове. В своей книге 1996 года «Тайны Новой Зеландии» историк Робин Госсет предположила, что корабль-призрак — его команда умерла или покинула судно — мог дрейфовать тысячи километров, прежде чем потерпел крушение у берегов Новой Зеландии. В одном люди, знакомые с тамильским колоколом, согласились: он должен быть очень старым.
В конце концов, он выглядел старым, а шрифт ранее был датирован 14 или 15 веком. Гопал, носитель тамильского языка из южной Индии, сразу отвергла этот вывод. «Чем старше тамильский колокол становится, тем труднее его читать, потому что он всё больше отличается от современного шрифта», — говорит Гопал, добавляя, что, когда она увидела колокол, то «могла читать на тамильском языке». С помощью археолога, умеющего анализировать древние письмена, Гопал обнаружил, что колокол, скорее всего, был сделан в 17 или 18 веке. Затем она обратила внимание на значение надписи, которая ранее была переведена как «колокол корабля Мохидин Букс». Хотя английское написание имени было неопределённым - это могло быть Мохидин Бакш или Мохайдин Бахш, - все пришли к выводу, что колокол определённо принадлежал кораблю Мохидин Букс.
Фото: atlasobscura.com
Гопал обнаружила обратное. «Перевод надписи на колоколе был вполне дословным, — говорит она. «И я не думаю, что они тщательно исследовали, кем или чем может быть Мохидин Букс». Просматривая книги в поисках дополнительной информации, она наткнулась на работу Дж. Раджи Мохамада, исследователя из Тамил Наду и бывшего куратора местного регионального музея. Мохамад пытался разгадать тайну колокола с 1980-х годов.
Мохамад был первым, кто предположил, что Мохидин Букс мог быть не владельцем корабля, а его именем.
Гопал и Мохамад объединили усилия, чтобы узнать больше. Мохамад корпел над морскими архивами из Тамил Наду, а Гопал просматривала документы в Национальном архиве Сингапура. Записи о доставке аналоговые и требовали многочасовых кропотливых поисков. Их тщательная работа привела к неожиданной находке. «Многие мусульманские торговые общины в Юго-Восточной Азии почитали святого по имени Мохидин Букс», — говорит Гопал.
Она и Мохамад узнали, что Мохидин Букс — это обычное название кораблей, отплывающих из Тамил Наду. «Идея заключалась в том, чтобы корабль был защищён, потому что он был назван в честь святого», — говорит Гопал. Она увидела надпись на тамильском колоколе, Mohideen Bux udiya kappal udiya mani, в новом свете. «Удия означает «принадлежность кому-то», — говорит Гопал. «Возможно, в данном случае они на самом деле имели в виду, что корабль находился на попечении святого, а не принадлежал человеку».
Гопал и Мохамад менее успешно исследовали тамильские корабли с Новой Зеландией. Они не нашли свидетельств каких-либо утерянных торговых сетей и не смогли точно определить, на каком корабле мог находиться тамильский колокол. По словам Мохамада, после того, как история о колоколе в 1975 году произвела фурор в местных СМИ, на него заявили права несколько семей в регионе. Три семьи считали, что они произошли от морских торговцев, у которых когда-то мог быть корабль с таким названием. Одна семья даже обратилась в музей Те Папа с просьбой вернуть колокол в штат Тамил Наду, которому, по их мнению, он и принадлежал.
Фото: atlasobscura.com
Когда Гопал вернулась в Сингапур, она привезла с собой колокол, взятый взаймы Центром индийского наследия. Гопал говорит, что в течение семи месяцев выставления на обозрение, прежде чем вернуться в Те Папа, он вызвал волнение у тамильских мусульман, которые увидели этот фрагмент своего прошлого. В конечном счёте, Гопал считает, что колокол должен остаться в Новой Зеландии. «Это часть путешествия колокола», — говорит она.
Возможно, колокол должен делать то же, что и всегда делал: передвигаться, посещать разные музеи, как когда-то корабль с ним заходил в отдалённые порты. На данный момент колокол покоится в Те Папе, всё ещё нося мантию тайны. И, пожалуй, слабый налёт древесного угля от костра.