Исследователи долго размышляли о значении 23 февраля, даты ацтекского Нового года. Новые результаты показывают, что это творение помогло в точном отслеживании времён года.
Современные и прошлые коренные народы, антропологи и даже многовековые миссионеры давно знали о многих ритуальных и символических аспектах сложной календарной системы ацтеков, также известной как Mexica. Эта календарная система включала переплетение солнечного и ритуального календаря; в обычном солнечном календаре было 365 дней, в то время как в ритуальном календаре было 260 дней, и он был разделен на 13 групп по 20 дней.
Каждый из этих дней представлял собой уникальное сочетание 13-дневных и 20-дневных ассоциаций и имел своё имя, символ, божество-покровитель и назначение добра или зла.
Но то, как они калибровали свой солнечный год, долгое время оставалось загадкой.
На самом деле, до недавнего времени учёным ещё предстояло даже расшифровать, почему Новый год у ацтеков начался именно тогда, когда он наступил — 23 февраля по григорианскому календарю, который сегодня используется в западных культурах. «Для нас это было загадкой», — говорит Эксекьель Эзкурра, эколог из Калифорнийского университета в Риверсайде и ведущий автор исследования, опубликованного в PNAS, целью которого было найти ответ.
Сельскохозяйственное давление
Несмотря на то, что Эзкурра по профессии эколог, он всегда интересовался экологической историей бассейна Мексики, в котором находится Мехико, а также руинами прошлых городов коренных народов, таких как Теночтитлан и Теотиуакан. Вся территория подвержена сезонным муссонам, которые диктуют сельскохозяйственный год. Эскурра говорит, что, учитывая огромное население, которое проживало в этом районе в прошлом и настоящем, точные измерения солнечного года были бы важны для калибровки сезонов посева и сбора урожая.
Фото: sygic.com
Хотя ацтеки знали, что солнечный год состоит примерно из 365 дней, как и современные люди, им понадобился бы способ перекалибровать этот календарь, поскольку Земле на самом деле требуется 365 дней, 5 часов и 49 минут, чтобы совершить оборот вокруг Солнца. В современном григорианском календаре этот сложный факт обходится при помощи добавления дополнительного дня каждые четыре года (известный как високосный год), а затем пропуская високосный год каждые 100 лет в течение трёх столетий из каждых четырёх.
Но простой пропуск високосного года в 365-дневном календаре, например, мог привести к тому, что ацтеки пропустили идеальный сезон посадки на неделю после того, как прошла пара столетий. «Сельскохозяйственный календарь, который не адаптирован к временам года, в конечном итоге не будет иметь смысла», — говорит Эскурра.
До этого самого последнего исследования учёным ещё предстояло найти какое-либо конкретное калибровочное устройство, использовавшееся ацтеками. Но Эскурра подозревал, что они использовали сам горизонт в качестве календарного инструмента, в частности, используя день, когда солнце впервые коснулось определённых точек на расстоянии, стоя в фиксированной точке, для отслеживания времени.
С высоты птичьего полёта
Исследователь и его коллеги начали изучать кодексы ацтеков — книги, написанные ацтеками о себе, — и ранние испанские колониальные труды в поисках подсказок. Они также провели астрономическое моделирование и, в конце концов, обнаружили, что человек, стоящий на вершине Templo Mayor в Теночтитлане (столица империи ацтеков), может довольно хорошо следить за календарём. 16 марта по григорианскому календарю солнце впервые коснётся горы Тлалок, отметив начало сухой весны, предшествующей сезону дождей. В разгар сезона выращивания кукурузы, когда ацтеки прославляли Чикомекоатль, богиню кукурузы, солнце впервые вставало за кукурузными «зарослями». А в день зимнего солнцестояния, когда ацтеки прославляли Иламу Текухтли или Тону, богиню-мать, солнце поднималось над заснеженным силуэтом на вулкане Истаксиуатль к юго-востоку от Теночтитлана. Название вулкана примерно переводится как «Белая женщина».
«Мы с изумлением обнаружили, — говорит Эскурра, — что их ритуалы и празднования совпадают с тем, что можно увидеть на далёком горизонте от храма».
Таинственный Новый год
Тем не менее, эта невероятная находка ничего точно не прояснила об ацтекском Новом году. Когда 23 февраля стоишь рядом с Темпло Майор и смотришь на восток, солнце не всходит рядом с чем-то важным. Но если задуматься об истории Мексиканского бассейна, ацтеки вряд ли были первой культурой, которая нуждалась в точном календаре для калибровки посадки и сбора урожая. Культуры и города процветали здесь на протяжении столетий, прежде чем мексиканцы основали Теночтитлан в 1325 году нашей эры.
Таким образом, вместо того, чтобы оставаться в ацтекских руинах и постройках, Эскурра и его коллеги начали искать другие, более старые священные места вокруг бассейна. Используя другие астрономические модели, они обнаружили «кое-что, что поразило учёных», говорит Эскурра: солнце восходит прямо над горой Тлалок, если смотреть из Тепейака, места, где, по преданию, Дева Гваделупская явилась коренным мексиканцам 23 февраля в 1531 г. н.э. Холм был святым местом как во время, так и до прихода ацтеков.
Заинтригованные исследователи посмотрели на аэрофотоснимки горы Тлалок и обнаружили руины странного сооружения, ориентированного на гору Тепеяк. Оно состояло из двух длинных стен, которые образовывали что-то вроде коридора под открытым небом, ведущего примерно на 150 метров в квадратный двор сзади.
Культурная преемственность
25 февраля исследователи посетили руины. Хотя они прибыли за два дня до Нового года ацтеков, они всё же смогли проверить выравнивание коридора с помощью монолита в наклонном заднем дворе и круглого каменного указателя у входа в коридор. Солнце палило прямо по коридору, попадая в монолит и каменный указатель.
Фото: architectureguru.ru
Другие исследователи ранее датировали постройку временем между падением Теотиуакана в середине седьмого века нашей эры и подъёмом ацтеков в 14 веке. Керамические осколки, обнаруженные вокруг него, показали, что несколько культур использовали этот район до Мексики, хотя исследователи не смогли выяснить, для чего. «Люди в бассейне Мексики за много лет до прихода ацтеков использовали выравнивание между Тепеяком и горой Тлалок для корректировки своего календаря», — говорит Эскурра.
Он и его коллеги были не единственными людьми на холме в то бодрящее февральское утро; около дюжины других людей также совершили паломничество — некоторые оставили подарки у монолита, где палило солнце, в том числе еду, полевые цветы, шоколад и керамические вазы. Кто-то даже прислонил скейтборд к монолиту, украшенному нарисованным изображением бога дождя Тлалока. «Все они воздали почести Тлалоку», — говорит Эскурра. Он говорил с некоторыми, хотя никто из них, похоже, не знал конкретно о значении этого дня — один человек сказал учёному, что около дюжины человек совершают паломничество на гору каждый божий день. Понятно, что этот район по-прежнему имеет определённое культурное значение для людей, живущих в близлежащих деревнях и пригородах Мехико.