В солнечном
Ташкенте прижились кусочки разных эпох, наций и строений. Одно из таких строений - это резиденция князя Романова, внука российского императора
Николая Первого. Николай Константинович был сослан семьёй в Узбекистан в 1877 году за разгульный образ жизни. На родину он так и не вернулся, умерев в 1918 году.
Но за годы, прожитые в Ташкенте, успел завоевать расположение местных жителей, собрать редкую библиотеку и внести огромный вклад в развитие города.
Известный дом Романовых был построен в 1891 году по проекту А.Л. Бенуа и В.С. Гейнцельмана в центре города. Одноэтажный особняк в стиле «модерн» был украшен решётками, причудливыми башенками и оленями у входа. Николай очень любил охоту. С другой стороны особняка располагался большой сад.
Внутри, вся отделка комнат была выполнена из дуба и расписана золотом. В одном из флигелей, Николай устроил зверинец с дикими животными, обитавшими в этих краях, а по выходным открывал двери для публичных экскурсий.
Каждый зал дома Николая был оформлен под определённый стиль, западноевропейский, русский и восточные. Князь Романов собирал самые редкие и уникальные вещи для своей коллекции.
После смерти Николая здание перешло к государству и стало музеем антиквариата и ювелирных искусств. Сейчас оно используется как Дом приёмов МИД РУз.
А теперь, перейдём к тому, что не писалось в газетах, не обсуждалось детально в новостях, но передалось как семейная история от отца к дочери.
С 1978 по 1980 года шла реставрация залов, в которой участвовал мой отец Калиткин Юрий Константинович. Он с командой мастеров приводили в порядок стены и потолки, восстанавливали отделку. Какого же было их удивление, когда в одной из стен они обнаружили тайную нишу. Внутри оказалась картина «Купальщица» Андрея Францевича Беллоли. В интернете пишут разное, что картину спрятали специально, дабы не мусульмане не возмущались наготе женщины на полотне. Но это глупости, таких специфических картин было много и не только в доме Романовых.
Фото: alerteheritage
Я ещё будучи маленькой девочкой спрашивала у отца, почему они не оставили картину себе, на что мне был дан ответ гражданина советского союза.
- Это принадлежит государству, а значит, должно быть у него. А ещё, нам дали премию за находку.
Когда папа вспоминал и повторно рассказывал мне эту историю, я чувствовала близость с домом Романовых, хотя, так ни разу там и не бы ла. Но в скором времени наше государство вновь решило открыть там музей. Надеюсь, что скоро особняк Николая Константиновича распахнёт свои двери, и я уже со своим сыном смогу увидеть одно из чудес нашего города, оставленного в дар Ташкентцам – царский дворец!