Остров Пасхи, который затерялся в просторах великого океана, окружён не только многими тысячами километров водной глади, но и множеством слухов, мифов и выдумок. Для того, чтобы разобраться с историей этого клочка земли, не стоит сваливать все «тайны» и «загадки» в единую кучу, а проанализировать по отдельности каждую проблему. Вот тогда прошлое острова приобретён совершенно иной вид, нежели оно представлено в многочисленных фильмах, книжках, статьях в Интернете.
Об острове и легендах вокруг него можно непрерывно говорить часами, но эта тема так и не будет исчерпана. Сегодня поведём разговор лишь об одном: о так называемом «ботаническом» споре.
Всемирно известный
Тур Хейердал, отстаивающий южноамериканское происхождение предков островитян-рапануйцев, отмечал, что на острове Пасхи есть виды растений, которые произрастают в Южной Америке, там их родина. Значит, доставить тростник, батат, торомиро, чилийский перец, бутылочную тыкву, хлопок могли южноамериканские индейцы, а не полинезийцы с островов Тихого океана. Хейердал утверждал, что тот же тростник Scirpus riparius, который преобладает в трёх кратерных болотах острова, идентичен перуанскому тростнику. Такая же история и с водным растением таваи (Polygonum acuminatum), и с тростником тотора, заросли которого находятся на островном озере в кратере вулкана Рано-Рараку. «Близкий родственник» тотора растёт, к примеру, на
озере Титикака — прародине инков. Инки из такого тростника строили лодки и плавали по озеру. Кстати, к первым кораблям европейских экспедиций на остров Пасхи на таких
тростниковых лодках подплывали аборигены-рапануйцы.
Правда, доказывает ли это, что тростник тотора завезли на остров инки либо другие южноамериканские индейцы? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно.
Некоторые ботаники убеждены, что семена тростника были перенесены на остров ветром, течениями воды или птицами. Такой способ транспортировки семян не является редким или странным.
Известно, что
Чарльз Дарвин смыл с лап морских птиц семена более пяти десятков видов растений из разных мест планеты. Тур Хейердал не отрицал возможность переноса семян ещё в давние времена с континентальной Америки на острова, к примеру Маркизские острова, а потом люди привезли их оттуда на остров Пасхи. Но это всё «гадание на кофейной гуще» - никто не знает и, по-видимому, никогда не узнает достоверную историю кто доставил семена либо пыльцу растений на остров, произошло это событие тысячу лет назад, а может быть сто тысяч лет-двести тысяч. Лабораторный анализ семян и пыльцы не даёт ответов на эти вопросы, считается, что тот же тростник на острове Пасхи растёт не менее 30 тысяч лет. Тогда есть право на жизнь и такой гипотезе: вышеназванные растения попали когда-то с тихоокеанских островов на южноамериканский континент. Кто представит доказательства, что это не так? Да и вообще, путь с Южной Америки на остров Пасхи через Маркизские острова невероятно сомнительный – такая дорога предполагает длинный крюк дополнительных тысяч километров. И уж тем более сомнительны датировки ботаников именно «в тридцать тысяч лет». Пыльцу датируют во время исследований радиоуглеродным методом. Но современные высококлассные специалисты утверждают, что в самой такой радиоуглеродной методике заложена неустранимая ошибка, которая при возрасте в 30 тысяч лет выливается в погрешность на уровне 100 процентов и более – по сути, на таких временных интервалах метод просто перестаёт работать.
Но на острове Пасхи есть растения, которые пришли сюда не с востока — со стороны Южной Америки, а с запада. К примеру, бобовая софора. В засохшем виде её семена в коробочках гремят, благодаря такому свойству эти коробочки используются в качестве простого музыкального инструмента. Родиной софоры является Южная Индия. А родиной некоторых подорожников и злаков на острове Пасхи есть далёкий Иран.
Вот так. Поэтому появляется закономерный вопрос: именно какие растения надо считать показательными при определении родины рапануйцев, и на каком основании?
Ясно одно, что с открытием острова Пасхи европейцы вольно или невольно привезли туда новые растения, ранее не характерные для него.
Никто точного учёта таких растений не вёл. Поэтому просто так не возможно по произрастающим сегодня на острове растениям делать какие-либо обоснованные выводы. Правда, теоретически в этой проблеме смогли бы оказать помощь записи первооткрывателей острова. Но они, как исследователи, далеко не всегда являлись достаточно сведущими в ботанике и зачастую не могли правильно идентифицировать растения.
На сегодняшний день учёными проведено всего лишь одно глубокое и серьёзное «палеоботаническое исследование» произрастающих растений в кратере Рано-Рараку. В иле вулканического озера обнаружили в достаточном количестве пыльцу чилийской винной пальмы. Был сделан вывод, что когда-то в прошлые времена остров покрывался этой пальмой.
Но одно такое единственное исследование не позволяет утверждать, что рапануйцы родом с чилийского побережья и они захватили с собой когда-то чилийскую винную пальму.
Появляется версия, что раз одни растения попали на остров Пасхи с востока, а другие с запада, то в прошлые времена наблюдалась не одна миграция людей. Да, современные рапануйцы преимущественно обладают западными полинезийскими корнями. Но ведь не исключено, что остров посещали и индейцы Южной Америки, которые привезли свои растения. Как ни странно, но в древних преданиях островитян есть определённые истории о таких миграциях с востока.