Вольфганг фон Кемпелен, изобретатель и писатель 18-го века, однажды заявил, что создал играющего в шахматы «Автоматического игрока» робота по имени Механический Турок (Mechanical Turk). Как это было возможно почти за два столетия до изобретения компьютеров? Легко. Посредством мошенничества. Турок был просто ящиком, в котором спрятался шахматный мастер.
В то время идея автомата, который мог бы хорошо играть в шахматы, была невозможна. Даже в 1997 году, когда компьютер IBM Deep Blue победил тогдашнего чемпиона по шахматам Гарри Каспарова, он заподозрил, что один из ходов, сделанных Deep Blue во время игры, на самом деле был сделан человеком.
Как изменились времена. Со времён Deep Blue лучшими существами, играющими в шахматы, были компьютерные программы, а не люди.
Жульничать онлайн на таких платформах, как Chess.com, где играют многие люди и одни из лучших в мире, очень просто. У участников битвы просто есть шахматная программа, работающая в стороне, и они записывают ходы противника как свои собственные, а затем двигаются, как компьютер, против своего противника. Такие хитрые игроки гарантированно выиграют. Если, конечно, другой участник их тоже не обманывают.
В сентябре Магнус Карлсен, действующий пятикратный чемпион мира по шахматам, отказался от участия в матче за доской с 19-летним гроссмейстером Гансом Ниманном на престижном турнире Sinquefield Cup в Сент-Луисе. Карлсен обвинил Ниманна в жульничестве. Ниманн отрицал это и признался, что обманывал онлайн всего дважды в жизни — когда ему было 12 и 16 лет. В расследовании Chess.com, опубликованном 4 октября, говорится, что Ниман, вероятно, жульничал более чем в 100 онлайн-играх. В матче на Кубке Синкфилда не было веских доказательств того, что Ниман обманывал Карлсена. Никаких устройств, динамиков, компьютеров или проводов обнаружено не было. Как это возможно?
На этом моменте вспоминается сцена из «Голдфингера», где кто-то жульничает в карты с помощью сообщника с биноклем и аудиосвязью. Вы можете поместить шахматный компьютер в небольшую коробку с силиконовым покрытием размером с небольшую солонку. Он гудит, указывая, куда двигать какую фигуру, позволяя шахматному компьютеру находиться при себе. Если бы Ниман жульничал, он мог бы также завербовать какого-нибудь заговорщика, чтобы он поместил ходы Карлсена в шахматный ИИ, а затем передал рекомендуемый ход через какое-то устройство, спрятанное где-то на лице Нимана. Исторически сложилось так, что другие мошенничали, используя вибрирующее устройство, сигнализирующее азбукой Морзе от сообщника, наблюдающего за игрой, или подавая тонкие сигналы руками из толпы. Эти недавние беспорядки привели к усилению безопасности на шахматных турнирах, в том числе к разрешению людям смотреть только из другой комнаты с 30-минутной задержкой видео, чтобы помешать помощи в реальном времени.
Чемпион мира Магнус Карлсен (слева) потряс шахматный мир, обвинив Ганса Ниманна (справа) в жульничестве. Фото: nautil.us
Многие люди, похоже, уверены, что Ниманн каким-то образом смошенничал. Почему? Подозрения Карлсена имеют вес. Ниманн играл нереально хорошо, по словам Карлсена в публичном заявлении. «Во время нашей игры в Кубке Синкфилда у меня сложилось впечатление, что он не был напряжён и даже полностью не концентрировался на игре в критических позициях, в то же время обыгрывая меня чёрными так, как, я думаю, могут сделать лишь немногие игроки». Если Ниман и жульничал, то не на каждом ходу.
Для отличных шахматистов следующий лучший ход часто относительно очевиден. Игроку нужно будет консультироваться с шахматным ИИ только в определённых ключевых моментах — всего один или два — чтобы победить своего конкурента. Это известно как «выборочное мошенничество». Сообразительный мошенник может даже сделать несколько малозатратных ходов, которые, как он знает, неоптимальны, просто чтобы сбить со следа детекторов мошенников.
В своём отчёте Chess.com сравнил ходы Ниманна с ходами Stockfish, лучшего шахматного ИИ на сегодняшний день.
Он настолько хорош, что, вероятно, каждый раз обыгрывал бы Карлсена или любого другого игрока-человека. Он может смотреть вперёд более чем на 40 ходов, намного больше, чем любой человек. Это означает, что шахматные ИИ могут делать ходы, которые люди никогда бы не сделали — ходы, которые для опытных шахматистов выглядят как плохие идеи в краткосрочной перспективе, но окупаются в игре дальше, чем гроссмейстеры могут мысленно смоделировать.
«Человеческие» шахматисты, как правило, не делают таких ходов, а если и делают, то можно заподозрить их в жульничестве. Chess.com обнаружил, что результаты Ниманна во многих онлайн-играх были чрезвычайно маловероятными, учитывая его мастерство. Они также посмотрели, сколько времени Ниману понадобилось, чтобы сделать более сложные ходы — если ходы делаются слишком быстро, это подтверждает идею о том, что он использовал ИИ. Это похоже на то, как в спорте выявляют «допинг»: соперники, принимающие наркотики, проявляют нечеловеческую скорость и силу.
Фото: slon.fr
В сентябре этого года шахматный энтузиаст Йоша Иглесиас провёл анализ партий Ниманна с помощью программы, которая оценивает, насколько близок к оптимальному был каждый ход. То, что обнаружил Иглесиас, подтвердило подозрения Карлсена: ходы Нимана были близки к оптимальным. Большинство мастеров шахмат играют примерно на уровне 70–75 процентов от оптимальности, а Ниманн играл на уровне, близком к 100 процентам, в течение нескольких партий. «Умный Ганс» мог принимать сигналы вне своего собственного разума.
Если раньше машины обманывали в шахматах с помощью людей, то теперь люди обманывают с помощью машин.