Древний город Большой Зимбабве (Великий Зимбабве) был инженерным чудом. Но археологи приписали его финикийцам, вавилонянам, арабам — кому угодно, только не африканцам, которые действительно его построили.
Подниматься к возвышающимся стенам Большого Зимбабве - это унизительный опыт. Чем ближе подходишь, тем больше они кажутся карликами — и всё же есть что-то притягательное в археологических раскопках. Это строение не было похоже на заброшенную крепость или замок, которые можно увидеть в Европе.
Великий Зимбабве – это место, где люди жили и работали, место, куда они приходили поклоняться – и до сих пор приходят. Они чувствовали себя живыми.
Большой Зимбабве — это название обширных каменных остатков древнего города, построенного между 1100 и 1450 годами нашей эры недалеко от современного Масвинго, Зимбабве. Считается, что это дело рук шона (которые сегодня составляют большинство населения Зимбабве) и, возможно, других обществ, которые мигрировали назад и вперёд по территории города, который был большим и могущественным, в нём проживало население, сравнимое с Лондоном в то время, где-то около 20 000 человек во время своего пика.
Большой Зимбабве был частью сложной торговой сети (на этом месте были найдены арабские, индийские и китайские торговые товары), и его архитектурный дизайн был поразительным: он был сделан из огромных каменных стен и башен без строительного раствора, большинство из которых всё ещё существуют.
Однако в течение почти столетия европейские колонизаторы конца 19-го и начала 20-го веков приписывали строительство чужакам и исследователям, а не самим африканцам.
Действительно, автор первого письменного европейского упоминания о Большом Зимбабве, похоже, был ошеломлён самой мыслью о том, что он вообще мог быть построен.
Португальский исследователь Жоао де Баррос писал в 1552 году, что «внутри и снаружи есть каменная кладка, построенная из камней удивительного размера, и, похоже, к ним не применялся раствор». Посетители, которые сегодня приезжают в Большой Зимбабве, всё ещё могут исследовать три части: руины холма (самая старая, с акрополем, который считается королевским городом); Большой корпус (окружённый большой высокой стеной и содержащий 11-метровую коническую башню); и руины долины (набор домов из сырцового кирпича, где проживало большинство древнего населения).
Синтия Марангванда, писатель, поэт и специалист по культурному наследию, пишущая о национальной идентичности Зимбабве, объяснила, что «некоторые люди хотят назвать это «руинами Большого Зимбабве», но я с этим не согласна: учитывая то европейское вмешательство, которому он подвергся, он выстоял очень хорошо.». На языке шона зимбабве примерно переводится как «каменный дом», и из-за размера и масштаба этого места он стал известен как Большой Зимбабве. Более того, это было не единственное такое «Зимбабве»: в регионе, от пустыни Калахари в Намибии до Мозамбика, сохранились остатки примерно 200 небольших поселений или торговых постов. По словам Муньярадзи Маньянги, профессора археологии и культурного наследия Университета Большого Зимбабве, положение Зимбабве среди этих поселений широко обсуждается.
Фото: bbc.com
Некоторые люди предполагают, что это была столица очень большого государства, но для Маньянги это кажется маловероятным. «Такое государство было бы слишком большим. Нельзя было бы управлять такой протяженностью и размером. Поэтому в большинстве интерпретаций говорится, что они находились под влиянием Большого Зимбабве». Он добавил, что Королевство Зимбабве считается состоящим из Великого Зимбабве и более мелких поселений, расположенных ближе к нему.
Одной из самых примечательных особенностей участка являются его стены. Как объяснил Маньянга, «стиль и масштабы стен из сухого камня, составляющие Великий Зимбабве, не имеют аналогов где-либо ещё в Африке и за её пределами». Стены Большого Ограждения имеют ширину 6 м и высоту 11 м, а их длина составляет около 250 м, что делает ограждение самым большим сооружением в Африке к югу от Сахары и вторым по величине на континенте по общей площади: только пирамиды в Египте превосходят их по площади. Стены, сделанные из гранита, точно уложены друг на друга, и для их удержания на месте не используется раствор. «Добыча гранита с использованием естественных процессов выветривания и превращения его в правильные блоки была важным инженерным делом этих доколониальных сообществ», — говорит Маниганга.
Металлургия железа была необходима для изготовления инструментов, необходимых для резки блоков; это также было необходимо для изготовления товаров, впоследствии найденных на этом месте. Всё это указывает на высокоорганизованное и технологически развитое общество.
Население Великого Зимбабве начало сокращаться в середине 15 века по мере ослабления Королевства Зимбабве (возможные теории сокращения включают падение добычи полезных ископаемых, чрезмерный выпас скота и истощение ресурсов), но само место не было заброшено. Маниганга объяснил, что его регулярно посещали различные группы шона по духовным причинам вплоть до британской колонизации в конце 19 века.
Фото: bbc.com
«Расовые предрассудки того времени не могли представить, что величие Великого Зимбабве может быть связано с африканским населением, которое в то время вело очень сельский образ жизни в маленьких хижинах на холмах», — сказал Маньянга.
Первоначальные исследователи предположили, что это должна быть давно потерянная европейская цивилизация или место чего-то, упомянутого в Библии.
Например, в 1871 году искатель золота Карл Маух полагал, что нашёл храм царя Соломона (вызывая надежду, что поблизости должны быть его золотые прииски) или дворец царицы Савской.
Британский археолог Джеймс Теодор Бент после проведения раскопок в 1891 году написал книгу, в которой заявил, что африканцы не способны построить то, что он нашёл. Бент даже выбросил артефакты, которые доказывали бы, что это место не относится к библейским временам.
Десять лет спустя, выступая перед Королевским географическим обществом, британский журналист Ричард Н. Холл поддержал точку зрения Бента после того, как сам посетил это место. Он говорил о художественной ценности резных фигурок из мыльного камня, которые были обнаружены при раскопках, и о «поразительном умении» золотодобычи, охватившей сотни рудников, прежде чем сделать вывод, что «совершенно с моральной уверенностью можно сказать, что даже с использованием более грубых методов этих наук приложение было импортировано с Ближнего Востока и не возникло в Юго-Восточной Африке».
Вместо этого он и его коллеги считали, что город создали финикийцы, арабы или вавилоняне. По словам Маньянги, «они хотели использовать это объяснение в качестве морального оправдания колонизации Зимбабве. Если в этой части мира существовала эта давно потерянная цивилизация, в колониализме не было ничего плохого, потому что они реанимировали это старое королевство». Однако несколько археологов того времени возражали, что это место было недостаточно старым, чтобы относиться к библейским временам. «Тогда колониальное правительство подавляло эти взгляды, а официальные СМИ и музеи утверждали, что Великий Зимбабве имеет иностранное происхождение», — говорит Маньянга. Эта версия истории поддерживалась на протяжении 1960-х и 1970-х годов правительством колонии, представляющим белое меньшинство.
Только в 1980 году, когда Зимбабве обрела независимость, новые лидеры смогли наконец подтвердить, что это место было построено их собственными предками.
В 1960-е годы
чёрные националисты даже остановились на Зимбабве как на названии страны, которую они надеялись привести к свободе, восходящей к Великому Зимбабве. С 1980 года местные археологические исследования возобновлялись медленно и в основном касались технического обслуживания и ремонта. Вместо этого исследования были сосредоточены на участках-спутниках, отчасти потому, что они были менее нарушены ранними раскопками.
Маньянга подчеркнул, что научное понимание Великого Зимбабве изменилось. «Евроцентрические модели интерпретировали это место так, как если бы люди смотрели на замок в Европе. Из недавних работ выяснилось, что Великий Зимбабве строился в течение длительного периода времени; он не был построен за один раз, а затем заселён, а вырос за определённое время. Даже возведение стен произошло на более позднем этапе, потому что раньше в Великом Зимбабве были фермерские общины».
Фото: bbc.com
Сегодня великий древний город остаётся столь же важным для зимбабвийцев. Деревни Шона расположены поблизости, и многие жители работают над их обслуживанием. Рядом находится религиозный центр, который до сих пор привлекает верующих, исповедующих традиционные религии шона. «Это придумали африканцы», — сказал писатель Марангванда. «И спустя тысячелетие он всё ещё стоит. Это свидетельство того, кто мы есть».