В исследовании, опубликованном в журнале открытого доступа PLOS ONE, утверждается, что
ранние предки человека, вероятнее всего, создавали иллюзию движущихся картинок, используя фигуры, выгравированные на камнях, и мерцающий свет костра.
В ходе эксперимента, который проводился учёными из университетов Йорка и Дарема, была рассмотрена коллекция гравированных камней, известных как плакетки, на данный момент находящиеся в Британском музее.
Скорее всего, артефакты были выполнены с применением каменных орудий мадленским народом, представляющих собой раннюю культуру охотников-собирателей, которая существовала приблизительно в период 23 000 - 14 000 лет назад.
Группой учёных были выявлены следы розового цвета, которые остаются при тепловом воздействии, по краям некоторых камней, что является свидетельством того, что предметы располагались в непосредственной близости от огня. Далее учёные провели эксперименты по воспроизведению самих камней и использованию 3D-моделей и программного обеспечения виртуальной реальности для воссоздания артефактов таким образом, как их видели доисторические художники: в условиях освещения у очага и с только что нарисованными белыми линиями, которые граверы сделали бы, какими они были изначально, вырезанными в скале много лет назад.
Руководитель группы, проводившей исследование, доктор Энди Нидхэм из Департамента археологии Йоркского университета и содиректор Йоркского исследовательского центра экспериментальной археологии, сообщил: «Ранее предполагалось, что тепловые повреждения, оставленные на нескольких плакетках, вероятно, стали случайностью, но эксперименты с точными копиями плакеток показали, что характер повреждений больше соответствовал тому факту, что артефакты были преднамеренно помещены рядом с огнём. В наши дни мы могли бы думать об искусстве как о создании на чистом холсте при дневном свете или с фиксированным источником света, но теперь мы знаем, что люди 15 тысяч лет назад создавали искусство у костра ночью, с мерцающими формами и тенями».
При наблюдении при дневном свете резные фигурки, кажется, показывают просто серию перекрывающихся фигур - в то время - обычных животных, таких как бизоны и лошади ледникового периода. Но при мерцающем свете костра вырезанные линии вдруг кажутся движущимися.
В эпоху Магдалины наблюдался расцвет раннего искусства, от пещерного искусства и украшения инструментов и оружия до гравировки на камнях и костях.
Некоторые из самых впечатляющих наскальных рисунков показывают запутанное множество перекрывающихся фигур. Одна из возможных интерпретаций заключается в том, что художник просто хотел изобразить стадо или стаю животных. Но, как и в случае с наскальными рисунками, возможно, ранний художник пытался запечатлеть движение животных, как в серии неподвижных изображений.
Соавтор исследования, аспирантка факультета археологии Даремского университета Иззи Вишер, сказала: «Во времена, когда на поиски пищи, воды и крова ушло бы огромное количество времени и усилий, интересно подумать, что люди всё же находили время и возможности для творчества. Он показывает, как эти действия формировали часть того, что делает нас людьми на протяжении тысячелетий, и демонстрирует когнитивную сложность доисторических людей».