В монастырях поздней средневековой Англии (1270-1530) проживало в общей сложности около 120 тысяч человек. Считалось, что любой, кто войдет в их стены и примет соответствующие обеты, будет служить там до самой смерти.
Это было нелегко даже для людей, которые приняли эти привычки добровольно, а не под давлением семьи.
«Для многих монашеская жизнь была тяжёлой; для некоторых это было просто невыносимо. И их легко понять», - комментирует Шерри Олсон в своей книге «Повседневная жизнь в средневековом монастыре».
Я устал и сломлен
Отчаявшийся монах из Риволкса, Северный Йоркшир, рассказал о своём пребывании в монастыре:
"Бесконечную смерть несут запертые за монастырскими стенами. Здесь все против моей натуры.
Я не выношу ежедневных задач. Меня мучает и ломает длительность бдения, я часто сгибаюсь под тяжестью физической работы.
Пища прилипает ко рту, более горькая, чем полынь. Эта грубая привычка ранит меня до костей. Но прежде всего моя воля постоянно требует чего-то ещё. Она жаждет мирских удовольствий и постоянно вздыхает о любви, чувствах и удовольствиях, которые ждут за пределами монастыря."
Беглецы или "отступники"
Тысячи, может быть, даже десятки тысяч ждали чего-то большего, но беспомощно стояли на месте. Некоторые предпочли действовать.
Профессор Ф. Дональд Логан из колледжа Эммануэль проанализировал английские источники, относящиеся к 1270-1530 годам. По его данным, в этой четверти тысячелетия было зарегистрировано 1088 побегов из монастырей. Это означает, что менее 1% монахов решили сбежать.
Их называли «отступниками». С ними обращались так, и церковные власти прилагали усилия, чтобы поймать их.
Характерно, что мужчины убегали намного чаще, чем женщины. Из всего монастырского населения монахини составляли 18%, а среди «отступников» - только 10,6%.
Шерри Олсон предполагает, что их меньшая готовность сбежать была связана с тем фактом, что за пределами монастырских стен было меньше возможностей осесть женщине, чем мужчине.
Однообразие, безбрачие, нервные срывы
Феномен побегов из монастырей достиг апогея в середине XIV века. Как отмечает церковный историк Фредерик Г. Коули, именно тогда монашеские общины были наиболее перенаселены. Более того, эпидемия «чёрной смерти» привела к снижению цен на землю и «открыла новые возможности для энергичных монахов».
Ф. Дональд Логан среди причин побегов также назвал нервные срывы, невыносимую скуку и однообразие, а также стремление к уединению. Нарушение безбрачия также сыграло свою роль, хотя, по словам профессора Логана, «не в такой степени, как мог бы подумать современный читатель».
Из всего изученного материала специалист обнаружил только три случая, когда монахи сбегали с монахинями, чтобы жить вместе.