До последнего времени историки и археологи были убеждены в том, что первые осмысленные ритуалы человек придумал в Европе около 40 000 лет назад. Но сейчас выясняется, что всё это время они ошибались не только в месте появления первых религиозных практик, но и во времени их возникновения.
Профессор из Норвегии
Шейла Коулсон обнаружила свидетельства того, что
первобытный человек выполнял сложные и продуманные ритуалы еще 70 000 лет назад в Африке: ей удалось найти место проведения древнейшего, известного человечеству ритуала.
Произошло это, как часто бывает в работе археологов, почти случайно. Коулсон отправилась в труднодоступный и малонаселенный район на северо-востоке Ботсваны, который называется Нгамилэнд. Целью ее были поиски древних предметов, связанных с народом сан — небольшого, но имеющего очень древнюю историю африканского племени. Даже более древнюю, чем это можно себе представить.
Группа археологов под руководством профессора Коулсон отправилась в небольшой горный массив — группу невысоких гор, особняком расположенных в пустыне Калахари. Горы Цодило широко известны среди учёных благодаря тому, что именно в здешних пещерах на единицу площади приходится самое большое количество наскальных рисунков в мире. У народа сан горы Цодило по сей день считаются священным местом и почитаются. Сан называют их «Горы богов» и «Горы, которые шепчут».
Археологи направились к небольшой пещере на северном склоне гор, которая до 90-х годов прошлого века оставалась неизвестной и до сих пор была малоизученной из-за своей уединенности и труднодоступности. А когда ученые вошли в пещеру, им удалось разглядеть то, что до сих пор оставалось незамеченным: таинственный камень длиной шесть и высотой два метра, поразительно напоминавший голову гигантского питона!
Питон — одно из самых главных животных в мифологии народа сан. Они считают, что люди
являются потомками этого пресмыкающегося, а древнее пересохшее русло, окружающее горы Цодило, — след питона, непрерывно кружившего здесь в глубокой древности в поисках воды...
Пещера — ритуальное место сан
Похоже на то! Каменная «голова змеи» испещрена сотнями углублений и бороздок, явно сделанных намеренно. Отчетливо видны рот и глаза «питона». Игра света в углублениях и вырезах создает иллюзию змеиной чешуи. Ночью же, в мерцающем свете факелов, возникает ощущение, что «змея» движется.
Но поскольку ученым не удалось обнаружить хоть какие-то подтверждения того, что скале придали форму питоньей головы, по крайней мере, уже в «исторические» времена, было решено сделать пробный археологический раскоп.
Так, прямо под носом у каменной «змеи» археологами было найдено более тринадцати тысяч предметов, возраст многих превышает 70 000 лет. Самым интересным было то, что все это баснословное количество находок легко делилось лишь на две группы — наконечники для копий и ритуальные орудия (такие, например, как орудия, предназначавшиеся исключительно для процарапывания рисунков на скалах). И при этом — никаких бытовых, хозяйственных предметов, никаких следов постоянного проживания.
Дальнейшее изучение находок показало, что наконечники были не местного происхождения. Сделанные с гораздо большим мастерством и имеющие более яркую окраску, чем такие же орудия, сделанные в этих местах, они были изготовлены за сотни километров от пещеры.
Но и этим удивительные открытия не закончились. Те, и только те наконечники, которые были окрашены в красный цвет, оказались обгоревшими.
Все факты, открывшиеся археологам в таинственной «змеиной пещере» и связанные воедино, привели ученых к удивительным выводам.
Наши первобытные предки были гораздо более организованными и обладали зачатками абстрактного мышления значительно раньше — на целые десятки тысяч лет, чем это принято считать.
Группа профессора Коулсон обнаружила в пещере еще одну, ранее незамеченную деталь.
Прямо за каменной «змеей» находится небольшая полость.
Подходы к ней вытоптаны множеством ног чуть ли не до зеркального блеска, это говорит о том, что когда-то сюда частенько наведывались люди.
Коулсон считает, в пещере было тайное убежище шамана племени. Оттуда он имел прекрасный обзор происходившего в пещере, а если что-то произносил, то казалось, это говорит каменная «змея». Шаман мог также неожиданно исчезнуть или появиться в пещере, воспользовавшись небольшой шахтой, ведущей на склон горы. Шаманы, конечно, появились значительно позже самых первых ритуалов, но именно это говорит в пользу вывода о том, что «змеиная пещера» считалась священной и с древнейших времен сохраняла свое сакральное значение.