Берестяные изделия как бы автоматически ассоциируются в сознании с уходящими вглубь веков традициями. Однако заявить, что современные берестяные изделия созданы хотя бы на основе каких-то старых традиций и образцов, будет неверно. Тут говорит своё слово и прогресс, и совершенно другое место, которые занимают изделия из бересты сейчас, нежели даже сто лет тому назад, и вообще говоря о каких-то художественных традициях применительно к Томску всё время приходится что-то уточнять.
Вот взять одну известную Томскую мастерицу Нину Григорьевну Лукманову. Родилась она в Полоцке, училась в Загорске, ездила осваивать работу с берестой в Вятку . . . и при этом одна из основательниц Томской школы резьбы по бересте. И Томская береста на Вятскую совершенно не похожа, настолько что одна из разновидностей даже запатентована (Патент РФ 2079416).
Естественно что совсем без традиций тут не обошлось. Все, кто начинал серьёзно заниматься берестой, естественно изучали работы как современников так и предшественников.
И не менее естественно - что-то брали от них. Часто это взятое радикально меняло своё предназначение. То же сшивание частей изделия берестяной ниткой, которое раньше просто было частью технологии, а теперь это скорее декоративный элемент. Но применительно к Томской бересте прямой передачи традиций (когда отец-мать учит ремеслу своего сына-дочь) от глубины веков до наших дней однозначно не было. В лучшем случае чему-то бабушки и дедушки научили маленьких внучат, а в большинстве случаев мы имеем дело с возрождением старых традиций или даже созданием новых.
Почему прервалось?
Вообще в начале XX века берестяной промысел постепенно начал угасать по абсолютно объективным причинам - нашлись более удобные альтернативы бытовым изделиям из бересты. И вот береста, которая испокон веков была недорогим и общедоступным листовым материалом, начала постепенно исчезать из обихода. Берестяные туески заменили стеклянные, металлические и пластиковые ёмкости. Берестяные короба, с которыми таёжники традиционно отправлялись в лес для сбора его даров, были вытеснены более лёгкими и практичными дюралевыми. Как кровельный материал береста ещё раньше была вытеснена тёсом и железом, а потом и шифером. Ну а раз исчез рынок то постепенно исчезли и мастера.
Фото: ekabu.ru
Тут нужно заметить что берестяные изделия как сувениры и произведения искусства в то время были практически не распространены. Естественно что человек всегда стремился как-то украсить даже простые вещи, но тут нужно всё-таки понимать, что те украшательства по сравнению например с теми предметами, что показаны в начале этой статьи, это просто другой, на порядок более низкий уровень (именно как произведения искусства).
И это вполне естественно, ведь и сегодня никто не украшает алюминиевые кружки художественной чеканкой (её просто мыть станет неудобно), а пластиковые банки для круп затейливой резьбой. Собственно и тогда это не делали, по тем же причинам - удорожание изделий часто ещё и сопряжённое с неудобством ежедневного бытового использования.
Предметы же роскоши в те времена были несколько другими. Тот же Китайский фарфор или какие-то изделия из Европы. Береста, даже при всём желании, тогда занять эту нишу просто не могла по объективным причинам.
И как возродилось?
Вот собственно так и тянулись десятилетия забвения. Постепенно уходили в иной мир мастера, приходили в негодность оставшиеся изделия. Второе дыхание Томская береста получила в 70-х годах двадцатого века. Именно в это время в СССР был взят курс на возрождение народных промыслов. Озадачился этой проблемой и тогдашний первый секретарь обкома КПСС Томской области Егор Кузьмич Лигачёв. Руководитель он был весьма деятельный и прогрессивный, весьма дальновидный (даже с легендарной фразой "Борис - ты неправ" в точку попал, как потом выяснилось). А проблема кроме всего прочего состояла ещё и в том что до 70-х годов у Томска не было своего лица на рынке сувениров (сейчас в это трудно поверить, но тем не менее такой факт имел место).
Естественно ставку сделали не только на одну бересту
Был и Лучановский стекольный завод, и Богашовский завод художественной керамики, и ряд других производств. А в 1983 году было организовано предприятие "Томский умелец", которое поставило производство художественной бересты на массовую основу. Тогда же к данному виду местного художественного промысла и пришла известность. Естественно сегодня ситуация на рынке несколько другая. Другие и проблемы. Основная из них - засилие на рынке массовых и не всегда качественных и высокохудожественных изделий, на фоне которых теряются действительно достойные произведения искусства. Собственно одной из главных целей создания этой статьи и было то, чтобы действительно достойно представить, показать и донести до конечного покупателя лучшие образцы того, что подразумевается под брендом "Томская береста".