Медицина является древнейшей из наук. Путь, пройденный медициной через эпохи развития человечества, — это путь борьбы за жизнь и здоровье человека, против невежества, суеверий и предрассудков. Эта борьба имеет много примеров самопожертвования в поисках истины и упорства перед лицом неудач и разочарований. Вот почему медицина нашла отражение на многих предметах, окружающих людей, в частности, даже на таких, на первый взгляд, очень далёких от медицины предметах, как деньги.
На многих древних монетах изображались боги и Правители. Однако уже на монетах Древнего Востока, Египта, Фракии, Греции, Рима появились надписи медицинского содержания, а также портреты выдающихся врачей и изображения различных атрибутов врачебного искусства. Символически отражались различные заболевания или причины, вызывающие их. Например, мыши и мухи означали «моровые», т. е. эпидемические заболевания — чуму, оспу, тиф и др., саранча — голод; ванны, бассейны и минеральные источники — оздоровительные мероприятия; сточные воды — санитарию; мак — борьбу с болью; гранат — средство против гинекологических заболеваний; банка — средство против болезней вообще; лавр — целебное действие музыки.
На монетах, кроме того, чеканились надписи и символы, посвященные бракосочетанию, беременности, родам, детям.
Фото: pinterest.ca
Древние монеты - ТРАНКИЛЛИНА, 241 г. н.э.
Серебряный Антониниан. Монета свадебного торжества
Встречаются часто изображения бога виноделия и плодородия
Диониса (Вакха у римлян) и бога искусства и света Аполлона — всеисцеляющего, который, по греческим преданиям, своими золотыми стрелами мог как поражать болезнями, так и исцелять; он также отпускал грехи и облегчал страдания.
Древние греки восприняли от фракийцев культ змеи, которая издавна была символом мудрости, науки и познания. Как символ врачевания и медицинских знаний змея раньше всего появилась у древних фракийцев в Фессалии; в процессе смешения культур он перешёл к другим народам, в частности, к грекам и римлянам. На многих греческих и римских монетах встречается изображение змеи, обвивающей треножник Аполлона или посох Асклепия.
Фото: coincommunity.com
Пергам, Мисия, в союзе с Римской республикой 200-30 до н.э.
Обв: Бородатый бюст Асклепия, бога медицины
Преподобный: жезл Асклепия со змеей, A?K?H?IOY ??TH?O? (Асклепий Спаситель)
«Великий и беспорочный врач», как называл его Гомер, Асклепий (Эскулап у римлян), был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. По греческой мифологии Асклепий был сыном Аполлона и Крониды (дочери царя лапифов Флегия), родившимся путём «Кесарева сечения» (отсюда и само название операции «кесарево», т. е. «царское», сечение). Воспитателем Асклепия был мудрый и учёный кентавр Хирон. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Он не только лечил болезни, но и воскрешал мёртвых. В греческом мифе рассказывается, как Асклепий был приглашён во дворец царя Крита Миноса, чтобы воскресить его мёртвого сына. На своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой и ему также удалось воскресить умершего. В дальнейшем он этой травой исцелял все людские болезни.
Рисунки Асклепия встречаются на греческих монетах Фракии, Херсонеса, Коса, Фригии, Фессалии, Афин, Арголиды, Эпидавра, Смирны; на монетах Рима, а также на монете «aureus» императора провинций Испании, Галлии и Британии Постума, правившего в 258—268 гг., где Асклепий изображён с посохом, обвитым змеёй, которую кормит Гигиея. В ранний период культа Асклепия он изображался в виде змеи. Так, на бронзовом медальоне Антонина Пия (138—161 гг.) Асклепий изображён в виде священной змеи, привезённой в Рим из Эпидавра в 191 г. до н. э.
Название греческих лечебных заведений «асклепейонов» происходит от имени Асклепия, изображения которых также начеканены на греческих монетах того периода. На монете сестерции Марка Аврелия, правившего в 161—180 гг., изображён сын Асклепия Телесфор («приводящий к благополучному концу»). На некоторых фракийских монетах Телесфор изображён в виде карлика рядом с Асклепием.
Фото: pinterest.ca
Дочь Асклепия Гигиея — богиня здоровья — от неё название «гигиена» (у римлян — богиня Салута) всегда изображалась на монетах Древнего Мира (Херсонес, Фригия, Афины и др.) с чашей и змеёй.
Интерес представляют монеты Древней Греции и Рима с изображением врачей. На монетах острова Кос был изображён «отец врачебного искусства»
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). На монетах о. Самоса изображён философ, математик и врач
Пифагор (около 580—500 гг. до н. э.), основатель храмовой медицинской школы в Южной Италии; на монетах о. Сицилия — врач философ
Эмпедокл, живший примерно в 490—430 гг. до н. э., глава сицилийской медицинской школы, боровшийся с
малярией. На монетах Древнего Рима изображался крупнейший врач древности
Клавдий Гален (около 130—200 гг. н. э.).
Фото: isaw.nyu.edu
Монета, выпущенная при совместном правлении Валериана и Галлиена:
(реверс) Пифагор с глобусом
Размеры: Диам. 2,7 см
Контекст: отчеканенный на Самосе
Дата: ок. 253–260 н.э.
На протяжении более 1200 лет на монетах Востока (Китая, Японии) символом долголетия служило изображение пожилого человека со сгорбленной спиной и значительным волосяным покровом на теле. Существует много вариантов таких монет, например, китайская монета, чеканки 1837 года, которая часто называется «старик».
Фото: coinarchives.com
КИТАЙ. Провинц Тайвань. 1 доллар о. J. (1837). Старик Доллар.
Со времён Древней Греции и Рима в Европе свыше тысячи лет не выпускались монеты с изображениями врачей и медицинских сюжетов. В период Средневековья (V—XV вв.) с его невежеством, предрассудками и безраздельным владычеством церкви было выпущено большое количество амулетов, назначение которых было служить «защитой» от частых эпидемий, опустошавших целые страны. Вплоть до XVI в. некоторые монеты также использовались в качестве амулетов. С этой целью наиболее широко применялись «пестталеры» («чумные» талеры) — серебряные монеты, выпускавшиеся в чешском городе Иохимстале. На лицевой стороне одной из таких монет, отчеканенной в 1520 г., изображён распятый Христос в окружении своих последователей, на обороте изображён Эскулап среди больных.
В XVIII—XIX вв. многие врачи прибегали к рекламе, выпуская банкноты, монеты, медали и жетоны. На них указывалось имя врача и его адрес, иногда помещался портрет врача и указывалась стоимость лечения. Известно около 100 «визитных карточек» такого рода. Например, во второй половине XIX в. американский дантист Слейтон выпустил банкноту в 100 долларов, на лицевой стороне которой помещены портреты самого врача, его жены, сына и изображён приём в кабинете, а на обороте дан прейскурант зубоврачевания и зубопротезных работ. В 1823 г. знаменитый парижский врач Дезирабод выпустил рекламный 500-франковый билет, но его распространение было запрещено правительством.
Фото: numisbids.com
В начале XX века различные государственные учреждения выпустили специальные монеты для обращения только в колониях прокажённых. Цель их выпуска — предупредить заражение здоровых людей. Когда же выяснилось, что проказа через деньги не передаётся, в целях гуманности выпуск этих монет был прекращён. Наибольшее количество монет достоинством от 1/2 центаво до 20 центаво и в 1 песо было выпущено в 1913 г. в Кулионской колонии прокажённых на Филиппинских островах, где они служили официальным платёжным средством. Сначала их чеканили из алюминия, но из-за быстрого износа монет и коррозии металла в тропиках более поздние выпуски делали из сплава меди и никеля.
Свои деньги имела и Нагашимская колония прокажённых в Японии. Выпускались они различного достоинства (от цента до доллара) Нагашимским отделом здравоохранения вплоть до второй мировой войны. Лепрозорий острова Провидения на озере Маракайбо, содержавшийся правительством Венесуэлы, в 1913 г. выпустил свои деньги из латуни достоинством от 1/8 боливара до 20 боливаров, которые имели надпись «Национальный лазарет Маракайбо, 1913». Эти монеты имели хождение очень непродолжительное время.
Фото: steemit.com
Правительство США в 1919 г. выпустило деньги для госпиталя в зоне Панамского канала достоинством от цента до доллара. Монеты от 1 цента до 5 центов (из латуни) имели квадратное отверстие, монеты от 10 центов до 1 доллара (из алюминия) — круглое. Все эти монеты были в 1952 г. изъяты из обращения и переплавлены.
В Маккинокой колонии прокажённых Таиланда на обычных монетах делались глубокие надрезы через всю монету. Этими монетами пользовались только прокажённые.
В Европе выпускались иногда специальные деньги для отдельных медицинских учреждений. Так, в Бельгии и Франции имели хождение неофициальные монеты и бумажные деньги в психиатрических больницах. Их обычно выпускали религиозные организации. Имело специальные деньги и датское госпитальное судно, возившее раненых. В Германии в 1917 г. выпускались деньги только для туберкулёзных больниц, например, в городе Шпроттау. Эти боны имели порядковые номера и подпись главного врача, без чего они были недействительны. Известны ирландские госпитальные чеки в 10 шиллингов — 1932 г.. Большинство подобных выпусков вышло из обращения до начала второй мировой войны.
В период Веймарской республики (1918—1933 гг.) в Германии было выпущено несколько тысяч мелких бумажных купюр (нотгельдов). Некоторые из них имели рисунки и тексты медицинского содержания, другие рекламировали целебные источники. Так, на купюре в 50 пфеннигов Липпспринга изображены фигуры людей, пьющих минеральную воду из источника. Оригинальны шёлковые деньги достоинством 25 марок, выпущенные магистратом города Бильфельда, с изображением целебного источника, в который входят калеки на костылях, а выходят исцелёнными.
В 1863 г. усилиями швейцарского гражданина Анри Дюнана было создано Международное Общество помощи раненым и больным. Эмблемой Общества стало изображение красного креста на белом поле (обратное геральдическому изображению швейцарского государственного флага). Мусульманские страны за эмблему Общества приняли красный полумесяц (Турция, Египет, Афганистан, Пакистан и др.) и красного льва и Солнце (Персия), а государство Израиль — красную шестиконечную звезду.
На многих 50-пфенниговых купюрах помещены лозунги с призывами помогать в работе Общества Красного Креста и рисунки: слепой с собакой-поводырём, оказание помощи пострадавшим во время пожара и обстрела; кормящая грудью мать, шахтёр в забое и др.
Израильское «Общество Красного Щита Давида» выпустило для автобусных компаний боны в 5 пруто, которые практически имели хождение в качестве разменных денег по всей стране. Этим же обществом были выпущены боны для армии с надписью: «Если не используешь эту бону, то она пойдёт в пользу Общества Красного Щита».
В канун 100-летия Общества Красного Креста Швейцария выпустила юбилейную 5-франковую монету со стилизованным изображением двух раненых и сестры милосердия.
На монетах 1912 г. достоинством в 10, 20 центов и 1 доллар, выпущенных Китайской республикой, а также на большом количестве банкнот, выпускавшихся большинством банков Китая, помещён портрет первого президента Китайской республики Сунь Ят-сена (1867— 1925 гг.). Он был первым врачом Китая, получившим европейское медицинское образование, и славился высокой техникой выполнения операций. Вступив на путь политической борьбы, Сунь Ят-сен отошёл от практической медицины.
Фото: ngccoin.com
Китай 1912 г. Сунь Ятсен Серебряный доллар
В 1923 г. в городе Грефрате (Германия) была выпущена банкнота в 100000 марок с портретом врача-окулиста Де-Лёв (1792—1861 гг.). А на одной из 50-пфенниговых купюр изображён врач в средневековом одеянии на высоком городском помосте с бутылью лекарства, окружённый толпой больных сограждан, и стихи: «Einst lebt' hier DoKtor "Eisenbart, Kuriert die Leut' nach seiner Art» («Здесь доктор Айзенбарт когда-то жил, на собственный манер он всех людей лечил...»).
Вспомним и о "чумном талере" (нем. Pesttaler), талерообразной медали, выпущенной в первой половине XVI в. На его лицевой стороне изображено поклонение медному змию (сюжет из Ветхого завета), на обратной стороне - сцена распятия.
Надо сказать, что эпидемии в XV-XVII вв. были такими же частыми и внезапными, как и в эпоху средневековья, и повсюду вызывали панику и страх. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой.
Для предохранения от заражения люди носили на шее амулеты — «чумные талеры». Иногда они содержали на оборотной стороне текст. Например, в 1633 г. в Бреслау (современный польский Вроцлав) была отчеканена монета, на обороте которой было написано: «В 1633 г. умерло 13231 человек. Благодаря Божьей помощи и усилиям врачей выздоровело 1406 человек. Окрестили 1066 человек».
В XV—XVII вв. еще жива была вера в целительное прикосновение королевской руки. Одни исторические хроники связывают начало этой традиции со временами Хлодвига, основателя франкской династии (V— VI вв.), другие — с именем Эдуарда Исповедника (XI в.).
В Англии эта церемония происходила следующим образом: пациент со своим врачом приближался к сидящему на троне королю, который прикасался к больному рукой и давал ему золотую монету. Во время эпидемий приток пациентов настолько увеличивался, что от этого страдала королевская казна: от золота перешли к серебру, а позже обычай дарить монету был упразднен.
Во Франции торговцы, проходя через зачумленную деревню, оставляли ее жителям продукты в обмен на монеты, опущенные в заполненное специально выдолбленное углубление в камне. Такие камни ставили вдоль дороги во время эпидемий.
Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы, в числе которых — Иоганн Мюллер (Региомонтан) (1436 -1476) и И. Кеплер (1571-1630).
Часто изображения гороскопов и монет украшали портреты известных врачей. О том, какую роль в возникновении эпидемий, приписывали планетным влиянием, говорит, например, само слово «инфлюэнца» — старинное название гриппа, эпидемии которого внушали страх. Этот термин, пришедший в медицину из астрологических трактатов, происходит от латинского «influere» - вливаться, проникать. Он означал проникновение небесных, космических сил в земную жизнь.
Многие изображения комет в астрономических атласах и на денежных знаках эпохи Возрождения ассоциировалось с предупреждением об эпидемии — «трубным гласом».
В христианской культуре самостоятельная власть звезд и планет над судьбами мира была отвергнута, однако их расположение стало считаться «божественными знаками», изучение которых дает возможность делать предсказания и даже толковать текст Библии.
Первая теория распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478 -1553) — итальянским ученым, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Именно он и ввёл термин «дезинфекция». Прекрасно образованный врач и педагог, друг Н. Коперника, Фракасторо был одним из предшественников научной эпидемиологии. В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Так, например, когда в Афинах началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что болезнь принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать воздуху поступать в Афины.
Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира.
Гёте о них сказал: "
На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.
Итак, если начать изучать символы и эмблемы медицины и врачевания, которые изображены на денежных знаках различных государств и исторических эпох, то можно увидеть некую определённость, классификацию. Специалисты такие медицинские эмблемы делят на общие и частные.
К общим медицинским эмблемам относятся: просто змея; змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа); змея, обвивающая чашу; змея, обвивающая треножник Аполлона; две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия); змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник, зеркало); яйцо; горящий факел или горящая свеча; петух; сердце на ладони и др.
К частным медицинским эмблемам относятся: изображение ландыша; флорентийского младенца; уринария; клистира; рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля; пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.); капля крови - эмблема хирургического профиля; ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ; военно-медицинские эмблемы и др.
Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.
И всё это на металлических монетах, бумажных денежных знаках, медалях, жетонах.