Мифология Индонезии включает в себя несколько религиозных мифологических систем. Центральное место занимают космогонические мифы о создании Вселенной. Этому верованию характерен обширный пантеон богов. Также индонезийцы верили в переселение духов умерших предков и божеств в разные предметы.
Воззрения народов Западной Индонезии были отражены в яванском кукольно-теневом театре ваянг пурво. Раньше это было частью священнодействия. Тени воспринимались как духи божеств, вызванные из сверхъестественного мира.
К числу наиболее почитаемых персонажей ваянг относится образ Батара Гуру (божественного учителя). Его также называли Санг Хьянг Маникмайей. Он получил наибольшее развитие в религиозно-мифологической системе Явы в XIV-XVI веках. Образ Батара Гуру символизирует верхний мир, небесное начало, источник духовной силы людей. Вот что гласит одна из легенд о его происхождении.
Фото: jonchejonrado.blogspot.com
Бог Санг Хьянг Тунгал (Первоединый, Всеобъемлющий) имел двух сыновей. Первый из них, Исмайя, олицетворял темноту, а второй, Маникмайя — свет. Первенство было за Исмайей, но поскольку свет мог пронизывать тьму, то второй сын стал могущественнее своего брата. Исмайе был предан безобразный вид, и он был сослан на землю под именем Семара, чтобы заботиться о ней и о населяющих ее людях. Второй сын творца, Маникмайя, под именем Батара Гуру был оставлен на небе, наделен сверхъестественной красотой, силой и могуществом для того, чтобы охранять небеса и высшие сферы Вселенной. Вскоре он возгордился своими достоинствами, за что отец решил его наказать телесными недостатками. Левая нога Батара Гуру стала неподвижной, так что передвигался он только на корове Андини. За невежество он был награжден пятнами на шее. За осмеяние молящегося человека ему была добавлена вторая пара рук. Когда он не смог сдержать своего влечения к женщине, у него выросли клыки, как у демона.
Кукла Батара Гуру
Фото: kabuyutancipaku.wordpress.com
Эти признаки нашли отражение в иконографии куклы Батара Гуру. Это божество представлено в окружении растительного ореола в виде четырёхрукого человека с атрибутами Шивы (цветок-трилистник, дубинка). Развернутые ступни ног указывают на его неспособность ходить. Золотой цвет лица и тела символизирует его божественное происхождение, голова увенчана тиарообразной короной. Черты лица, как и у всех положительных героев ваянга, стилизованы по типу «утонченного героя».
Театр теней популярен в Индонезии и сегодня, но уже в качестве экзотического развлекательного действа, привлекающего любознательных туристов.