Раннее
Средневековье. Орды вандалов совершают набеги на европейские государства. В руках варвара – спат. Так называли свой длинный меч вандалы многих племён. Он был главным оружием и символом тех далёких “тёмных столетий” (IV- IX вв.). Сверкающий, обоюдоострый длинный клинок являлся предметом поклонения любого воина в его недолгой и суровой жизни. Меч был верным спутником, считалось, что добрый клинок имеет магические свойства, ему давали имя, воспевали, возносили до небес.
Фото: zemlyanka-war.com
До наших дней дошли
предания и легенды о великих мечах в руках великих воинов. Зачастую они приносили присягу на мече, на нём вождь посвящал в члены братства по оружию всё своё войско. А когда хозяин меча погибал на поле брани, то меч охранял его покой уже в глубокой могиле.
Оружейник-кузнец считался настоящим чародеем, магом, а не обычным ремесленником, так как его руки придавали мечу фантастическую силу. Во время процесса ковки меча мастер произносил древние заклинания, после которых стальной клинок украшался авторским охранным узором. Для прочности железного сплава готовое изделие проходило особую многократную закалку в воде разной температуры, в оливковом масле, в холодной жирной глине, в теле убитого животного, закалял меч ветром и всадник на полном ходу. Однако, как утверждают предания, тёплая кровь самого мастера являлась самым лучшим методом закалки и будущей силы оружия. По истине, в создании волшебного меча участвовали все стихии: земля, вода, огонь, воздух, человек.
Среди старинных германских племён ходило устойчивое поверье, что клинок меча всё время страдает жаждой, и только вражеская кровь может утолить её на какой-то час. Дальше снова требуется кровавая жертва.
У многих народов
в сказках и легендах упоминается волшебный меч, обладатель которого неуязвим для врага. Об этом часто рассказывают германские, скандинавские, русские, арабские эпосы. К примеру, Один, скандинавский бог, вогнал клинок меча по самую рукоятку в ствол священного ясеня. А воин Сигмунд вырвал его из ствола дерева и, поклявшись “палубой корабля, крупом коня и остриём меча”, с небывалым успехом пользовался им в бесчисленных боях и битвах.
В “Песнях о нибелунгах” клинок Зигфрида по имени “Грам” (Яростный) легко рассекает железную наковальню кузнеца, словно раскалённый нож масло. С этим мечом, рождённым в огне и пламенным девизом на клинке, Зигфрид убивает бессмертного дракона. А меч норманна Тюрвинга имел свойство требовать смерти любого человека, если он покидал ножны. Меч Хвитинга разил врага, но и мог исцелить друга. Меч Беовульфа, предназначенный для великанов, закалённый соками ядовитых трав и кровью кузнеца, опускался на дно морское, где наносил грозному неприятелю незаживающие раны. Меч Эскалибура мог сокрушить любые рыцарские доспехи. Средневековая поэма “Песнь о Роланде” красочно упоминает о мече под женским именем “Дюрандаль”.
Безжалостное время не щадит ни героев, чьи тела уже истлели, ни их оружие, которое давно изъедено ржавчиной. Но легенды о святом союзе воина и боевого меча навсегда сохранятся в памяти человека.