В декабре 1534 года миланский монетный двор по указанию короля Карла V Габсбурга кастильского и арагонского (Carlos V, 1500-1558) приступил к чеканке серебряного тестона под названием “буригоццо” (итал. burigozzo). Дизайн монеты в ноябре месяце, как утверждают хроники герцогства Миланского, лично своим указом утвердил монарх.
Фото: Jaaj.Club
Аверс денежного знака украшал бюст самого самодержца, причём иноземного, а по “совместительству” короля Германии (1520) и властителя Римской священной империи (1530). Реверс изображал во весь рост фигуру святого Амвросия Медиоланского (Аmbrоsius Мediоlаnеnsis, 340-397), городского епископа, богослова, проповедника и поэта.
Новый тестон относился к тяжёлой монете, на рынке один экземпляр можно было обменять сразу на 32 сольда. Но спустя полтора года стоимость денежного знака понизилась до 30 сольдов. Такой обмен оставался на протяжении последующих 17 лет. В 1552 году буригоццо равнялся уже 26 сольдам, а через четыре года монетный двор прекратил его изготовление. На смену буригоццо следующий монарх Филипп II, сын короля, обязал управляющего монетным производством выпускать биллонный знак “парпаглиолу” (2,5 сольдо) и медную “триклиану” (3 денара). А его внук, король Филипп III, добавил ещё монету “кватрино” из меди (4 денара).
Известны четыре разновидности серебряного буригоццо, что чеканки Карл V Габсбург, на всех изображён император и на трёх из них св. Амвросий.
Первый тип: сторона лицевая – голова правителя в короне повёрнута вправо, вокруг которой литерная легенда, сторона оборотная - св. Амвросий повёрнут влево во весь рост, левой рукой облокотился на постамент, правой рукой опирается на посох, вокруг фигуры также буквенная легенда.
Вторая разновидность: лицевая сторона - голова монарха меньшего размера повёрнута вправо, ниже центра находится королевский округлый щит, по кругу буквенная легенда, оборотная сторона – св. Амвросий в полный рост повёрнут влево, без постамента, опирается правой рукой на посох, по кругу – буквенный текст.
Третий тип: аверс (л.с.) – Карл V в короне и королевском платье изображён по пояс, туловище повёрнуто вправо, вокруг рисунка буквенная легенда. Реверс (о. с.) – св. Амвросий стоящий прямо, правая рука опущена вниз, левая опирается на посох, вокруг фигуры буквенный с указанием королевского имени текст.
Четвёртая разновидность (наиболее редкая, 1555 г.): аверс – по центру голова монарха в короне, повёрнутая вправо, вокруг неё буквенная легенда, реверс – по центру большой королевский овальный щит, разделённый на 4 равные части, вокруг щита текст на латинском. Буригоццо этого вида (без святого Амвросия) сохранилось до наших дней всего лишь несколько экземпляров. Кстати, содержание драгоценного металла в них чуть более половины, то есть такая разновидность буригоццо приближается к биллонному составу. Однако нумизматическая стоимость их в 2,5 - 3 раза больше остальных серебряных.
И дело здесь не в количестве серебра, а в исторической и культурной ценности этой малознакомой монеты XVI столетия.