Тесная связь “солидов” князя Владимира с белорусскими землями наблюдается в полесской находке Пинского клада 1804 года, что был презентован новому хозяину края – российскому царю
Александру I – местным дворянином-шляхтичем Рыдевским. Среди 20 золотых и серебряных монет X столетия, большинство из которых относились к византийской эмиссии, внимание привлекли шесть оригинальных “солидов” с надписями на кириллице “Владимир на столе” и “Иисус Христос”. Эти “солиды” князя Владимира составляли большую часть известных монет подобного типа, упомянутых в Своде первых монет русского мира М. Сотниковой и И. Спасского в 1983 году.
Фото: Jaaj.Club
Почти одновременно был отчеканен и первый тип “нагат” князя Владимира. Их внешний вид похож на “солиды” – на одной стороне размещено изображение великого князя и легенда “Владимир на столе”, или “Владимир, а это его серебро”, на другой – изображение Иисуса Христа и соответствующая надпись.
Спустя какое-то время изображение Иисуса было заменено на княжеский знак Владимира. Его можно обнаружить на трёх последних типах “нагат” князя, которые, вероятно, чеканили почти одновременно в 1010 – 1020 годах в разных мастерских, что обусловило разницу в стилях их выполнения. Абсолютное большинство “нагат” имеют невысокую серебряную пробу. Это, скорее всего, было вызвано незнанием княжеской администрацией полного цикла эмиссии денег, которым пользовались исполнители заказа, портившие монеты ради своей наживы. Последними годами жизни
Владимира датируется и выпуск “нагат” его сыном,
новгородским князем Ярославом в своей столице.
Специалистам известны также три типа монет последователя Владимира на должности великого князя киевского – Святополка. Дизайн монет его короткого по времени княжения остался прежним, но “тамга” Владимира – трезубец – была заменена собственной “тамгой” Святополка – двузубцем с крестом на одном из зубцов. Кроме этого, расширился обычай размещения вместо княжеского портрета и имени в легенде имя и портрет его святого покровителя. Впервые “нагаты” с этим мотивом отчеканил в Новгороде князь Ярослав, а большая часть известных монет с именем святого принадлежат как раз Святополку.
Из всех монет Владимира есть только один экземпляр подобной разновидности. К неразрешённым вопросам монетного дела Святополка относят значение особых символов над “тамгой” князя – креста, якоря и полумесяца. На сегодняшний день исследователями не выработано достаточно точное толкование смысла их появления.
Монеты Руси довольно часто находят на этнических белорусских землях, уже известны несколько десятков таких находок. К сожалению, неудовлетворительное состояние с фиксацией находок монет в XX – XXI столетиях вызвано как несовершенством соответствующего законодательства, так и плохой организацией (прежде всего финансированием) археологических раскопок. Эти не решённые до сих пор проблемы не дают возможность оценить достаточно объективно всю картину распространения таких в целом редких монет на землях бывших древних княжеств.