Впервые представленные миру на Парижском автосалоне в 1910 году, неоновые лампы осветили бесчисленные улицы и дали возможность людям переосмыслить наружную рекламу.
На протяжении большей части XX века неоновые рекламные щиты, освещавшие большие пространства, разжигали страсти и манили к покупкам, приводя потребителей в восторг и завораживая.
В какой-то момент эти вывески стали намекать на неисполнимые желания и ассоциироваться с грязной стороной города, такой как мрачные бары и секс-шопы. Каковы же причины притягательности неона?
Что сделало вывески такими очаровательными достопримечательностями, которые постоянно вызывают приятные воспоминания об ушедших эпохах? Эта статья посвящена увлекательной истории неона, проливающей свет на его глубокую роль в формировании уличных пейзажей и истории крупных городов по всему миру.
Из лабораторий появилось первое свечение неона
В 1890-х годах открытие дефицитного газа под названием неон вызвало увлечение яркими светящимися лампочками, которое продлилось в течение следующего столетия. Когда британский химик Уильям Рамзай выделил неон в стеклянную трубку и зарядил её электричеством, он увидел, по его собственным словам, северное сияние, возникшее на его глазах.
Фото: thecollector.com
Заворожённый этим потрясающим зрелищем, Рамзай позже описал его как «яркий огненный свет, состоящий из множества красных, оранжевых и жёлтых линий». Это мнение поддержал Моррис Трэверс, вместе с которым Рамзай открыл четыре благородных газа - неон, аргон, криптон и ксенон.
«Багровый свет, вырывавшийся из трубки, рассказывал свою историю, и это было зрелище, на котором можно сфокусироваться и которое никогда не забыть», - говорит Трэверс. «Ведь ничто в мире не давало такого сияния, какое мы видели».
Научный прорыв и начало коммерческого использования
Несмотря на ошеломляющее открытие Рамзи и Трэверса, в течение следующего десятилетия использование неона оставалось в пределах лабораторий. Всё изменилось, когда французский химик и предприниматель Жорж Клод нашёл коммерческое применение неону. Он изобрёл трубку Клода, модифицированную на основе более старой трубки Мура, которая могла создавать стабильный и длительный красный свет с эффективностью 15 минут на ватт.
В 1910 году мир впервые увидел неон во всей его красе, когда Клод установил две красные неоновые вывески большего размера, чем в жизни, на Парижском автосалоне. Клод продолжил освещать парижские ночные пейзажи с помощью своей компании «Air Liquide». Первая коммерческая неоновая вывеска с надписью «Дворец Койфера», как говорят, была сделана для парикмахерской на бульваре Монмартр в Париже.
Фото: thecollector.com
В 1920-х годах неон совершил своё первое путешествие через Атлантику в Соединённые Штаты. Американский предприниматель Эрл К. Энтони заказал для своего салона в Лос-Анджелесе две неоновые вывески с надписью «Паккард», обозначающей роскошную автомобильную марку. Сообщалось, что многие были настолько очарованы электризующими вывесками, что пришлось вызывать полицию для регулирования человеческого и автомобильного движения.
Как и их европейские коллеги, жители Соединённых Штатов были потрясены модным изобретением, ознаменовавшим начало вторжения неона на американские улицы и в психику.
Довоенный расцвет неоновых вывесок
В 1924 году Клод основал в Нью-Йорке компанию «Claude Neon Light Inc.» и осветил ночное небо Большого яблока. Успех его бизнеса по производству неоновых вывесок привёл к появлению новых франшиз по всей стране - в Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Детройте, и даже в таких зарубежных городах, как Касабланка и Шанхай.
К середине 1930-х годов почти в каждом крупном городе мира неоновые вывески украшали улицы, превратившись в популярную форму наружной
рекламы. Неоновые вывески стали неизменным атрибутом, который приводил покупателей в закусочные, на автозаправочные станции, в кинотеатры и даже в мотели.
С приближением войны в конце 1930-х годов фабрики по производству неоновых вывесок были закрыты, как и многие другие предприятия. В таких странах, как Китай, Великобритания и Германия, также были введены ограничения на освещение.
Фото: thecollector.com
Независимо от того, на чьей стороне была война, ночные воздушные бомбардировки были реальностью, которая не позволяла использовать неоновое освещение. И союзники, и страны Оси (Германия, Италия, Япония) требовали от своих граждан соблюдения правил затемнения, поскольку малейший источник света мог поставить страну под угрозу.
В одночасье такие неоновые центры, как Таймс-сквер и Пикадилли-Сёркус, погрузились в кромешную тьму. Только в апреле 1945 года, после самоубийства Адольфа Гитлера, Биг-Бен снова зажегся, положив конец более чем пятилетнему режиму отключения света. В то время как люди праздновали свободу и победу, повторное включение света в крупных городах ознаменовало символическое завершение мрачных дней войны.
1950-е: начинается неоновая эра Гонконга
Привлекательность неона была заметна не только в западном мире. Через Тихий океан, в Гонконге, неоновые вывески стали определяющими символами города. Неоновая эра Гонконга началась в 1950-х годах и процветала вплоть до 1980-х.
Фото: thecollector.com
На Натан-роуд, оживлённом торговом районе, когда-то находилась огромная вывеска «National Panasonic» (ныне известная как Panasonic), которую ни один гонконгец не сможет забыть. Это была культовая эпоха, когда рекламодатели использовали гигантские неоновые вывески для создания своих брендов, а на улицах Гонконга появились одни из самых больших в мире неоновых билбордов.
Головокружительные образы города, постоянно находящегося в движении и насыщенного неоном, с тех пор стали синонимом образа Гонконга.
Неон - сияющий, мерцающий... и грязный
Тёмная сторона неона проявилась в 1950-х и 1960-х годах, когда он всё больше ассоциировался с менее респектабельными видами деятельности. От Таймс-сквер в Нью-Йорке до Сохо в Лондоне неоновые вывески обозначали входы в сомнительные клубы, бары и секс-шопы, которыми были заполнены улицы.
Фото: thecollector.com
Неоновые вывески калейдоскопических цветов освещали как задние переулки, так и витрины магазинов - в те времена, когда от разврата не было отбоя. Самые плотские желания - исполненные и неисполненные - горели в ярком неоне, который стал синонимом грязной подноготной городской жизни.
Свет погас: постепенный упадок неона
По мере того как неон становился символом грязной жизни, он тоже начал сталкиваться с угрозой устаревания по нескольким причинам. С точки зрения затрат, владельцам бизнеса было дорого заменять или ремонтировать мерцающие и неисправные неоновые вывески. Это совпало с появлением флуоресцентных лайтбоксов с подсветкой как более удобной и менее затратной альтернативы.
В то же время новизна и представление о том, что неон представляет собой нечто футуристическое, быстро улетучивались с широким распространением такого освещения. К тому же в это время появились опасения по поводу воздействия на кожу свинца, содержащегося в неоновых трубках. С 1990-х годов популярность LED ламп (светодиодов или светоизлучающих диодов) отодвинула неон на второй план.
Светодиоды представляли собой одноточечные полупроводниковые источники света и были более дешёвым и экологичным вариантом освещения, чем неон.
Светодиоды также обеспечивали большую гибкость в выборе формы, в отличие от жёсткости изогнутых неоновых трубок.
Фото: thecollector.com
Ещё одной причиной упадка неона стала безопасность. В середине 2000-х годов власти Гонконга получили множество сообщений о повышении риска устаревания уличных вывесок, многие из которых были с неоновой подсветкой, что вызвало тревогу за общественную безопасность.
Это привело к тому, что ежегодно удалялось более 3 000 несанкционированных вывесок, а только в 2009 году с улиц исчезло более 5000 вывесок. Четыре года спустя правительство приняло Схему проверки несанкционированных вывесок, и с тех пор исчезновение неоновых вывесок с улиц ускорилось.
Неон никогда не умрёт: влияние на популярную культуру
Хотя сегодня неон в основном используется в художественных инсталляциях и в качестве декоративного освещения помещений, его наследие не может быть приглушено. У многих это загадочное освещение вызывает сильные чувства тоски и ностальгии по более простому и яркому прошлому.
Несмотря на ушедшее функциональное применение, неон играет неотъемлемую роль в создании уникальных и динамичных произведений поп-культуры. Например, современное неоновое искусство стало модным в конце 1990-х - начале 2000-х годов благодаря таким известным художникам, как Трейси Эмин.
Фото: thecollector.com
Британской художнице принадлежит заслуга популяризации неона как формы текстового искусства. Она сотрудничала с производителями неоновых ламп, которые создавали разноцветные трубки, точно повторяющие её рукописные заметки. Работы Эмин, представляющие собой прекрасное сочетание письменного слова и неонового искусства, были отмечены за поэтичность и личную выразительность.
В кино дразнящие неоновые вывески ведут зрителей в царство, где их желания безопасно принимаются и не подвергаются осуждению. За увековечивание ночных пейзажей Гонконга прославился режиссёр Вонг Кар-Вай, важная персона в азиатском кино.
Завораживающий мир Вонга, насыщенный неоновыми огнями, стал одним из самых знаковых и самобытных кинематографических стилей.
Легионы киноманов и любителей кино связывают себя с его героями, которые часто переживают одиночество и тоску по любви в пропитанном неоном городе, который никогда не спит. По сей день культовым остаётся шедевр Вонга «Падшие ангелы» (1995), повествующий о ночных похождениях киллера, его агента и немого преступника.
В основе неоновой истории лежат
человеческие эмоции. Он способен вызывать самые сильные чувства - желание, искушение и счастье. На ярко освещённых улицах, залитых неоновым светом, никогда не бывает спокойной ночи, эта ночь наполнена весельем, наслаждением и даже неправильным поведением.