С 12 марта по 5 апреля 1930 года
Махатмой Ганди в Индии был проведён так называемый «Соляной поход», представляющий собой мирную демонстрацию в рамках Сатьяграхи - политической и этической теории, разработанной самим Ганди. В начале 20 века он разработал теорию, лежащую в основе гражданского неповиновения, но заключающуюся в ненасильственной борьбе в соответствии с буддийскими и индийскими принципами. Позже Сатьяграха была принята также такими активистами как
Нельсон Мандела,
Мартин Лютер Кинг и
Аун Сан Су Чжи.
История движения Махатмы Ганди
В основе движения Ганди стоял индийский термин «ахимса», означающий отсутствие ущерба. Первая кампания началась 11 сентября 1906 года в Южной Африке, когда Ганди, поддерживаемый международной прессой, пытался охарактеризовать свою борьбу и действия терминами «гражданское неповиновение» и «пассивное сопротивление».
В Индии в 1922 году произошёл инцидент, противоречащий политике Ганди, когда в ходе агрессии, вызванной прекращением «движения за отказ от сотрудничества», индийской толпой в Чаури Чандра были убиты 22 безоружных английских полицейских. Тогда лидер набрал учеников, которые последовали бы за ним в Данди - небольшой индийский городок, явившийся сценой самых кровавых в Индии репрессий.
Сатьяграха была разработана Махатмой в 1928 году, успех которой зависел от отсутствия значительных происшествий и от ее абсолютно мирного характера. Теорию пришлось применить, когда 26 января 1930 года Индийский национальный конгресс провозгласил декларацию самоуправления. Дело в том, что цены на индийское сырьё, регулируемые иностранными организациями, исходили из отсутствия частных инвесторов в сектор добывающей промышленности.
В Пенджабе были огромные запасы соли, её добывали также и на северных озерах, но для удовлетворения внутреннего спроса этого было недостаточно. Индия вынуждена была импортировать сырьё из Ливерпуля, Гамбурга и Египта.
Поход за солью
Было решено повысить налог на соль, что затронуло почти всех индийцев, даже самые беднейшие касты. Однако, это повышение составляло лишь небольшой процент от общих доходов Британской империи в Индии. Махатма и его последователи разработали 11 просьб, с которыми они обратились непосредственно к вице-королю, но он не захотел их даже слушать. Ганди был против демонстрации и хотел отменить её, но народ решительно был настроен «идти за солью».
Соляной поход проходил в знак протеста против налога на соль, на которую существовала в то время абсолютная имперская монополия.
Он был введён для всех подданных Индии британским правительством, включая даже европейских жителей субконтинента. Демонстрация заключалась в пешем марше протяжённостью более трёхсот километров, принимающие в ней участие прошли от Ахмадабада до Данди на берегу Индийского океана, в штате Гуджарат, с целью собрать из соляных ванн пригоршню соли. Это должно было символизировать заявление прав на обладание этим драгоценным для индийского народа ресурсом.
Вечером накануне похода Ганди перед тысячами людей произнёс речь, призывая народ не прибегать к насилию, но продолжать борьбу. Участники марша договорились одеться в белые одежды, называемые хади. Они выступили 12 марта 1930 года в количестве 79 человек, которые были учениками Махатмы.
Поход продлился 24 дня, и в течение этого времени на протяжении всего маршрута к ним присоединялись другие демонстранты, пока их не стало тысячи. Они направлялись к соляным копям Бутана, и 6 апреля 1930 года, наконец, Ганди первый взял пригоршню соли прямо на пляже в Данди. То же самое сделали в нарушение имперских законов все его последователи, рискуя быть арестованными.
На месте уже присутствовала полиция, чтобы подавить восстание. Наступлению демонстрантов она противодействовала сильными ударами дубинками, но люди продолжали приближаться, принимали удары, и если кто-то падал, его сразу же заменяли другие. Ганди продолжил путь на юг, направляясь к соляным копям Дхарасаны, но в полночь с 4 по 5 мая 1930 года он был арестован, не добравшись до места назначения.
Британской монополии на соль этот эпизод не навредил, являясь слишком символическим, но вызвал переполох во всей Англо-Индийской империи. О нём писали британские газеты, ещё почти год продолжалось движение неповиновения, было арестовано около 80 тысяч человек. Но налог на соль нарушали все так же, как Ганди, и этот акт всё же завершился освобождением Махатмы. Был созван второй круглый стол для переговоров, вице-король лорд Ирвин рассмотрел просьбы народа, но это всё равно не привело ни к каким уступкам с британской стороны.