Майя оставили после себя важное архитектурное наследие, для реализации которого потребовались политические средства и сильная централизованная организация для мобилизации огромной рабочей силы.
Подсчитано, что для строительства резиденции среднего дворянина требовалось 2-3 месяца и 80-130 рабочих, из которых две трети были заняты в карьерах отделкой и транспортировкой камня, а остальные - производством известняковой штукатурки. Кроме того, архитектурная отделка требовала присутствия опытных дизайнеров и специализированных штукатуров и каменщиков.
Как строили майя
У строителей были печи для получения раствора из известняка, который они обрабатывали, добывая еще свежим из земли. Каменные блоки тщательно отбирали и подгоняли, а строительные недостатки скрывали с помощью лепнины. Чаще всего использовали лепные маски богов, культуру изготовления которых, вероятно, майя позаимствовали от
ольмеков и их масок человека-ягуара.
Однако, архитектуре майя недоставало планирования, свои города они расширяли неравномерно, беспорядочно добавляя здания, храмы и дворцы. Центр города они отделяли стенами от жилых районов, считая его священным и разграничивая между собой пирамиды и монументальные сооружения элитного класса. О творениях правящей династии свидетельствовали скульптурные памятники, в их распоряжении были здания образовательного и коммерческого назначения, площади и поля для спортивных состязаний, которые тоже были священными.
Религиозные и административные церемонии совершались в церемониальных центрах, рядом с резиденциями правящего класса. Для общественных мероприятий там собирались и жители города. Простолюдины жили на периферии, а лучшие районы близко к центру занимал богатый класс. Так как в сезон дождей часто случались затопления, дома строили на каменных платформах.
Майя строили свои здания из различных материалов. В основном это был камень и известняк, легко доступный на территории региона. В свежем виде он был мягким, но под воздействием воздуха затвердевал. В некоторых областях для строительства использовался песчаник или кирпич. Из известняка также изготавливали штукатурку и цемент для фиксации каменных блоков. Цемент и штукатурку наносили и разравнивали с помощью обсидиановых инструментов, воды и натянутых верёвок.
Колесо цивилизации майя не было знакомо, все грузы перевозились на брёвнах по суше, баржах по воде или переносились на носилках.
Поднимали тяжести с помощью верёвок. Даже в каменных конструкциях майя использовали дерево, изготавливая из него рамы и балки. Многие хижины простолюдинов и небогатые храмы строились полностью из дерева, некоторые даже из соломы, обмазанной глиной.
Артефакты и их секреты
Искусство майя касалось исключительно правящего класса и развивалось при королевском дворе. Художественные артефакты имели своей целью память о предках и изготавливались из различных материалов, представляя собой широкое разнообразие сюжетов. Уникальной особенностью искусства майя являлось использование повествовательного текста. Они предпочитали сине-зелёный цвет, камни такого цвета были очень ценными для них и связаны с богом солнца Кинич Аджау.
Камни из нефрита знать майя вставляла в зубы и изготовляла из них погребальные маски. На фресках и расписной керамике изображались сцены из жизни представителей высшего класса и королевского двора, одетых в роскошные ткани из хлопка или шкуры оленей и ягуаров.
При изготовлении керамики майя не пользовались гончарным кругом, их вазы состояли из лент глины, наматываемых друг на друга до достижения нужной формы. Причём, никому ещё не удалось не только повторить их технику обжига готовых изделий, но и понять, как они это делали.
В гробницах на севере Юкатана находили множество керамических фигурок, сделанных вручную, размером от 10 до 25 сантиметров, поражающих своими мелкими деталями, отличающихся удивительно реалистичным изображением предметов. На них изображены дипломатические встречи, сюжеты из придворной жизни, принесение в жертву пленных, кровопролитие на войне и пиры - всё так, как это происходило в 8 веке.
Артефактами
майя служили и кости, как животных, так и человеческие, являющиеся реликвиями предков или военными трофеями. В 10 веке они научились изготавливать небольшие металлические предметы из меди, серебра и
золота.
Важным элементом культуры для всех слоёв населения майя были танцы, пению и танцам обучали настоящие мастера, организовывая уроки возле священных мест и пирамид.
Музыку они сочиняли исключительно для танцев, а не для простого прослушивания. Танцы всегда содержали религиозные элементы и исполнялись на церемониях, на которых присутствовали представители элиты и воины.