Между 10 и 12 веками на большей части центральной Мексики доминировал народ, называемый тольтеками, которые в доколумбовую эпоху были коренными американцами. Как и ацтеки в легендарном Теотиуакане, они говорили на языке науатль. Сейчас на этом языке нигде не говорят, но от него произошло множество диалектов, которые ещё живы в современной Мексике. На все эти диалекты очень сильно повлиял испанский язык.
Империя тольтеков
Примерно в 9 веке на Мексиканское плато прибыло воинственное и кочевое население тольтеков. Они основали свою империю Тулу, обладающую в период между 10 и 12 веками значительной политической властью, которая распространялась и на отдалённые регионы, такие как Сальвадор, Никарагуа и полуостров Юкатан.
В 1168 году Тулу разрушили чичимеки - полукочевой народ, пришедший с севера и поселившийся в долине Мексики. Они вынудили тольтеков покинуть свои земли, а сами осели на их территории. Пришедшим испанским конкистадорам чичимеки оказали сильное сопротивление, но из них лишь немногие пережили лишения, эпидемии и войну, связанные с испанской колонизацией.
Главным божеством чичимеков был Мишкоатль - «Облачный Змей».
Для тольтеков начался период хаоса, длившийся около двух столетий. Они эмигрировали в другие государства, вплоть до Никарагуа. Когда всё закончилось, своё господство на территории установили
ацтеки.
В конце 10 века бог ветра и рассвета Кетцалькоатль, «Пернатый змей» и легендарный король тольтеков, привел их на
Юкатан. Здесь возникло государство майя-тольтеков с их столицей Чичен-Ица, которая для цивилизации майя являлась одним из важнейших центров в период между 6 и 11 веками.
Культура майя-тольтеков просуществовала до испанского завоевания в 1544 году. А культура в Туле была забыта. Она напоминала ацтекский Теотиуакан, уже находившийся в упадке в то время, но всё ещё изысканный в своём ярком стиле. Ацтеки переняли от тольтеков обычай совершать набеги и брать в плен людей для жертвоприношений божествам.
Культура Толлана
Тольтеки управляли своей империей из их столицы Толлан. Впоследствии тольтеки и ацтеки использовали этот термин для обозначения всех крупных мегаполисов, и означало это слово «место, где людей много, как травы».
Ацтеки даже свой Теотиуакан в период его расцвета называли иногда Толланом. После падения империи тольтеков центральная Мексика распалась на множество мелких штатов. Тула в этом регионе зародилась как первая крупная империя, и Толланом называли многие доколумбовые города и другие цивилизации, прибавляя это слово к имени своего города, например, Толлан Чолула. То же самое делали и майя. Тольтеки являлись искусными строителями храмов. Очень заметно влияние их культуры на майя Юкатана, особенно в городе Чичен-Ица.
Керамика тольтеков была найдена даже в Коста-Рике. Согласно мифологии как тольтеков, ацтеков, так и других народов мезоамерики, Кетцалькоатль был соперником своего брата-близнеца Тескатлипоки, который являлся первым богом в истории доколумбовых цивилизаций, требовавших жертвоприношения человеческих сердец. По этой причине обычай массовых жертвоприношений ввели тольтеки, а позже его переняли ацтеки.
Тескатлипока
Его имя означало «дымящееся зеркало», он был богом красоты и искушений, севера, войны и ночи. Он убивал своих врагов с помощью зеркала, испускающего дым. Он был соперником и полной противоположностью Кетцалькоатля.
Как и его близнец, Тескатлипока происходит из древнейших ацтекских традиций. Кецалькоатля иногда называли «Белым Тескатлипокой».
Согласно легенде ацтеков, Тескатлипока объединил свои силы с братом, чтобы создать мир. Существовало лишь море, а в нём жило чудовище Сипактли. Тескатлипока решил заманить его, чтобы убить, и использовал как приманку свою ногу. Сикпактли съел её, и один из близнецов остался без ноги. Но двум богам удалось схватить чудовище, использовав его тело для создания земли. Позже боги-близнецы создали и людей.
Фото: uk.wikipedia.org
Потом Тескатлипока похитил богиню цветов Шочикецаль у её мужа Шочипилли, поскольку считал, что он достоин её больше. У него была ещё одна жена, богиня кукурузы Шилонен. Ацтекская мифология приписывает Тескатлипоке также изобретение огня, который заставил небеса вращаться вокруг своей оси.
Легенды тольтеков
После того, как кочевые воины-чичимеки разрушили империю тольтеков, их потомки, правящая семья ацтеков, заявляла о своём происхождении из их священного города Колуакан. Согласно легенде, тольтеки основали Кулуакан во главе с богом Мишкоатлем и он стал их первым городом. Там говорили на науатле, и короли этого города назывались тлатоани. После падения Толлана Кулуакан сохранил свой престиж до середины 14 века.
В 1299 году король Кулуакана, Кококстли, изгнал ацтеков с горы Чапультепек, но разрешил им заселить бесплодную территорию Тисапана. Таким образом, они стали вассалами Кулуакана. Позже ацтекских солдат использовали в качестве наёмников.
В начале 14 века ацтеки попросили дочь другого короля, Ачитометля, чтобы она стала жрицей их богини Яоциуатль. Король позволил дочери стать жрицей, но её обманным путём принести в жертву богине. Ацтекский священник одел на себя кожу девушки и появился в ней на ритуальном ужине. Увидев это, жители Кулуакана и король пришли в ужас и прогнали ацтеков с их земли. Они переселились на остров на озере Тескоко и основали там свою новую столицу Теночтитлан.
Согласно легенде, отцами всех цивилизаций были тольтеки, их город Толан описывался путешественниками как полный чудес. Ацтеки, записывая свою историю, с гордостью демонстрировали свою связь с тольтеками. Это значит, что большая часть культуры тольтеков известна лишь из ацтекских текстов, является легендой, которую трудно доказать. Часть тольтеков после падения Тулы отступила в Чолулу, которая пала от рук испанских конкистадоров лишь столетия спустя и была сожжена. После этого история тольтеков прослеживается только в летописях майя.