До прибытия Христофора Колумба в Америку никто не знал о существовании древних цивилизаций американского континента. Вот почему они называются доколумбовыми. Эти цивилизации имели некоторые общие характеристики: они занимались в основном земледелием и строили города, поэтому были оседлыми. Их социальный строй имел иерархическую организацию, то есть пирамидальные отношения подчинения и господства.
Доколумбовые цивилизации
Многие из древних цивилизаций известны сегодня только благодаря археологическим раскопкам, так как к моменту прибытия европейцев уже пришли в упадок. Однако, были и такие, которые всё ещё существовали и известны по рассказам христианских миссионеров и конкистадоров, в основном, авантюристов, исследователей и солдат, поставивших в период 15-17 веков под контроль Испанской империи большую часть Америки. Лишь немногие из этих цивилизаций оставили описания своей истории, что делает их ещё более таинственными.
Доколумбовые цивилизации возникли в Южной Америке и Мезоамерике, охватывающей регион Латинской и Центральной Америки и включающей в себя современные Коста Рику, Никарагуа, западную часть Годнураса, Сальвадор, Гватемалу и южную половину Мексики.
Раньше считалось, что человек эти территории заселил примерно 14000 лет назад, но сейчас учёные склонны сдвигать эту дату всё дальше. В любом случае около 7000 лет назад в долине центральной Мексики началось оседлое земледелие, человек уже умел пользоваться луком и стрелами, а первые найденные артефакты можно датировать 2000 годом до нашей эры.
В Эквадоре, в долине реки Упано, в 2023 году была обнаружена доколумбовая цивилизация, занимающаяся земледелием и датируемая шестым веком до нашей эры. На территории более 300 квадратных километров располагались 15 городов, утопающих в цветах, пять из которых являлись крупными центрами.
Представители этой древней цивилизации умели строить прямые многокилометровые дороги, соединяющие города друг с другом. Из всех известных до сих пор эта цивилизация старше любой другой на 1000 лет. Крупнейший город, построенный этим древним народом, по размеру сравним с Теотиуаканом в Мексике.
Теотиуакан
В 40 км от современного Мехико располагался древний город Теотиуакан, являющийся сегодня одним из крупнейших археологических памятников. Никто не знает, как называли город его основатели, имя Теотиуакан ему дали ацтеки спустя столетия после его падения, и оно означало «город солнца». Известно, что майя знали Теотиуакан, и для них это был «тростниковый регион».
Фото: wikiway.com
Город был знаменит своей бесценной архитектурой и внушительными пирамидами, а также своими многоквартирными жилыми комплексами, яркими фресками и «Аллеей мёртвых». Жители Теотиуакана изготавливали и экспортировали инструменты из
обсидиана и прекрасную керамику, которые не только использовались по всей Мезоамерике, но и приобрели большой престиж.
Учёные до сих пор спорят о происхождении основателей Теотиуакана, история которого окутана тайной. Археологи многие годы считали, что город построила одна из древнейших мексиканских цивилизаций - тольтеки. Но выяснилось, что Теотиуакан был основан в эпоху, предшествовавшую цивилизации тольтеков.
Другие учёные строителями города называют народ тотонаков, есть также мнения, что жители Теотиуакана произошли от нескольких этнических групп, в том числе и майя. Материнской цивилизацией культур Центральной Америки считается цивилизация ольмеков, под чьим влиянием находилась архитектура города.
По легенде, Теотиуакан построен на том месте, где встретились боги, чтобы обсудить сотворение человека.
Археологические раскопки показали, что Теотиуакан населяли различные этнические группы, проживающие отдельными кварталами, такие как науа, майя, миштеки и сапотеки. Однако строителями города всегда считали себя тотонаки, и их культурные традиции в более поздние времена продолжили ацтеки.
Расцвет цивилизации
Предполагают, что город основали около 100 года до нашей эры, продолжая строить основные его памятники примерно до 250 года. В Новом свете Теотиуакан стал самым густонаселённым и крупнейшим городом и религиозным центром на мексиканском высокогорье. В период между 150 и 450 годами город достиг пика своего великолепия, стал главным центром культуры, доминирующей в Центральной Америке.
В столице площадью более 30 квадратных километров и с населением 150000 человек собирались люди со всей империи Теотиуакана. Это делало его шестым по величине центром в доколумбовой Америке. Вот почему жители стали строить многоэтажные дома на несколько семей.
Интересным фактом является то, что свое влияние Теотиуакан получил не через военные завоевания, а через религию и торговлю, потому что в руинах города не было обнаружено никаких построек и укреплений военного назначения. Зато здесь преобладали ступенчатые пирамиды, очевидно, изобретение местных жителей, которые стали основополагающим архитектурным стилем майя и ацтеков.
Стиль Теотиуакана, внесший большой вклад в культуру Центральной Америки, назывался «талуд-таблеро», что означает «прямоугольная панель на наклонной плоскости». Как промышленный центр город был знаменит своими ремесленниками, ювелирами и гончарами. Окрестности Теотиуакана были богаты залежами обсидиана, и этим минералом горожане активно торговали с другими регионами, а также изготавливали из него ценные изделия.
Неизвестно, существовали ли какие-либо тексты на древнем языке Теотиуакана, до сегодняшних дней дошли лишь случайные упоминания о городе в надписях майя. В них говорится о том, что знать Теотиуакана заключала браки с народом, жившим на территории современного Гондураса, чтобы породниться с семьями местных правителей.
Религия, которую исповедовали жители Теотиуакана, напоминала другие религии центральноамериканских цивилизаций. Они поклонялись таким богам, как Бог дождя и Пернатый Змей. Класс жрецов Теотиуакана, как важного религиозного центра, вероятно, пользовался значительной политической властью.
В Теотиуакане, как и в других культурах региона, практиковались человеческие жертвоприношения. При раскопках были найдены останки как людей, принесенных в жертву богам, так и животных. Предположительно, жертвы часто приносились при строительстве зданий с нуля или при расширении старых дворцов.
Устройство города
Вдоль широкого центрального проспекта Теотиуакана, который назывался «Аллея Мёртвых», сохранились остатки внушительных церемониальных монументов, из которых выделяются огромные Пирамида Солнца и Пирамида Луны, построенные в стиле талуд-таблеро. Пирамида Луны строилась таким образом, чтобы, по мнению жителей города, «касалась Луны».
Ацтеки полагали, что название аллея получила именно от этих пирамид, являющихся гробницами, но сегодня известно, что это были церемониальные алтари. Проспект шириной 45 м и длиной 4 км являлся главной коммуникационной осью города, идущей с севера на юг.
Чуть дальше по Аллее Мёртвых на обширной площади жители города расположили Храм Пернатого Змея, окруженный храмами поменьше. Эта площадь являлась политико-религиозным центром Теотиуакана. Рядом с храмами в своих дворцах жили самые влиятельные и богатые жители. Площадь самого большого дворца составляла более 3300 квадратных метров.
Простые люди жили в больших многоэтажных жилых домах, во многих из которых находились также и мастерские, производившие гончарные изделия. Владельцы этих мастерских тут же и продавали свою керамику и другие товары.
Далее по аллее находился Храм Кетцалькоатля с пирамидальным основанием, скрытый высокой площадкой с крутыми ступенями. Храм был украшен изумительными орнаментами, равных которым нет во всём городе. Скульптуры, изображающие голову бога Кецалькоатля, располагались рядом со скульптурами бога Тлалока, важного божества города, и Пернатого Змея. Слева от площади, как одно из самых массивных сооружений, находится Дворец бабочек Кецаль, наверняка являющийся официальной резиденцией первосвященников города.
Упадок Теотиуакана
Но около 550 года памятники архитектуры начали приходить в запустение, более того, систематически сжигались. Сначала считалось, что город был сожжён вторгшимися тольтеками, однако археологические данные указывают на то, что пожарами были уничтожены только здания знати, а бедные кварталы остались почти нетронутыми. Поэтому учёные теперь утверждают, что пожар был вызван восстанием. В пользу гипотезы внутренней напряжённости говорит и тот факт, что в течение 4 и 5 веков начало сокращаться количество жителей Теотиуакана.
В память о великолепии города, термин «Теотиуакан» стал использоваться для обозначения культурного общества и цивилизации, связанной с этим местом.
Упадок Теотиуакана связывают также с засухой и голодом в результате изменения климата в 535 – 536 годах. К такому заключению археологи пришли при анализе найденных при раскопках человеческих останков. Анализ скелетов людей указывает на недостаток питания уже в молодом возрасте, хотя это тоже может быть связано с гражданской войной.
В результате упадка Теотиуакана вакуум власти попытались заполнить такие близлежащие центры как Какахтла, Хочикалько и Чолула. Возможно, они даже объединились против Теотиуакана, чтобы уменьшить его влияние и мощь. Даже после падения цивилизации Теотиуакана не была утрачена память о ее руинах. Ацтеки совершали паломничества в заброшенный город, так как по их легенде, это место было связано с мифом о Толлане, городе, где было создано
Солнце.
Позже, когда первые испанские конкистадоры посетили его руины, они были очарованы Теотиуаканом. Его влияние на Мезоамерику доказывают также многочисленные археологические памятники региона майя и мексиканского города Веракруса, что ещё раз подтверждает теорию многоэтнического государства Теотиуакан.