Марк Сальвидиен пробыл на посту легата римской провинции Иудея с 80 по 85 год, и сведений о его правлении почти не осталось. Его сменил римский полководец и политик с громким и длинным именем Гней Пинарий Эмилий Цикатрикула Помпей Лонгин, который был легатом четыре года, а позже стал консулом. Затем он правил некоторыми другими римскими провинциями, воевал при императоре Траяне, был взят в плен, где в 105 году покончил жизнь самоубийством.
Годы разрухи и запустения
На полностью разрушенную иудейскую провинцию римляне, казалось, махнули рукой, лишь для галочки назначая некоторых легионеров «присматривать» за жалкими остатками евреев, рассеянных по своей некогда процветающей земле. Основная масса иудейского народа томилась
в рабстве, рассеянная по многочисленным покоренным Римской империей провинциям.
В течение нескольких лет разрушенной после
Первой войны Иудеей никто не управлял, с 93 по 97 годы в провинции командовал некий
Секст Эрментидий Кампан, с 99 по 102-й -
Тиберий Клавдий Аттик, а после него до 105 года пост занял
Гай Юлий Квадрат Басс, принадлежащий к рыцарскому ордену и обладающий обширными территориями и огромным богатством. Он был одним из самых важных полководцев Траяна.
Преемником Басса в Иудее стал Квинт Помпей Фалькон, вставший во главе Десятого Охраняющего пролив легиона. Он находился в этой должности до 107 года, когда римский консул Авл Корнелий Пальма Фронтониан принял решение о подчинении и присоединении к империи Набатейской Аравии. Набатейцы во времена Иосифа Флавия были торговым народом древней Аравии и занимали территорию примерно между Сирией и Аравией, от реки Евфрат до Красного моря. Их торговая сеть соединяла север и юг Аравийского полуострова, распространяя продукты из далёкой Индии в Средиземноморье.
История Набатеи
Происхождение набатейцев никогда не было абсолютно ясным. Вавилонское изгнание евреев, начавшееся в 586 году до нашей эры, закрыло всякое присутствие власти в Иудейском царстве. На их земли двинулись идумеи, потом на территории идумеев появились набатейцы, которые оккупировали древнюю территорию Эдома, на границе с Израилем и Иорданией, но идумеи вытеснили их в южную Иудею.
В период, когда история набатейцев начала обретать первые документальные подтверждения, они уже окружили себя арамейской культурой и расширили свои границы на север, к востоку от реки Иордан, в сторону плодородных земель.
В набатейцах гораздо больше арабского, чем иудейского, а археологи неохотно утверждают, что они принадлежали к одному племени. В борьбе против Селевкидов союзниками первых Хасмонеев стали набатейцы.
Во втором веке до нашей эры еврейская династия процветала, а Селевкиды оказались не только её соперниками, но и виновниками беспорядков, которые заставили римлян вторгнуться в Иудею. Александр Яннай насильно обратил в иудаизм многих набатейцев, оккупировав набатейские города Галаад и Моав и наложив на них огромную дань.
С этого момента между иудеями и набатейцами началась война, и даже
Римская империя не добились больших успехов, хоть и сделала набатейцев своими вассалами. В 32 году до нашей эры армия
Ирода Великого совершила набег на Набатею, а после землетрясения в Иудее
набатейцы вторглись в Израиль, но в последнем сражении потерпели поражение.
Еврейское восстание в Месопотамии
До 114 года римская провинция Иудея снова оставалась без правителя, пока не был назначен управлять ею некий Тиберий, а с 117 года - Лузий Квиет, римский солдат берберского происхождения. Берберы представляли собой значительное меньшинство населения Алжира, Марокко и Мавритании. Квиет был князем мавританского племени, а его отец стал верным союзником Рима ещё до того, как Мавританию превратили в римскую провинцию в 41 году, и получил римское гражданство.
В 80-х годах Лузий служил во вспомогательных войсках римской армии префектом мавританского крыла, пока
Домициан не уволил его со службы с позором по неизвестной причине. Но Квиет вернулся на службу во времена Траяна и запомнился своими военными подвигами. Траян подчинил племена Мавритании, но его преемник
Адриан оказался в серьёзных трудностях из-за вспыхнувшего восстания
в Месопотамии. Зато там отличился Лузий, завоевав Нисибис, древний месопотамский город, находящийся на территории современной Турции.
Римляне захватили Насибис после длительной осады в 67 году до нашей эры, но потеряли его. Траян отвоевал город в 115 году у парфянского гарнизона, но приходу к власти римского императора в Месопотамии немедленно воспротивились жившие там евреи и подняли восстание, вошедшее в историю как Вторая еврейская война. В ней участвовало большинство городов еврейской диаспоры, находящихся под властью императора Траяна.
После
окончания Первой еврейской войны в 70 году иудеи, спасшиеся от катастрофы, разразившейся на их земле, нашли убежище в египетской Александрии. Если высшие классы остались верны Риму, то низшие слои населения продолжали вынашивать идеи восстания.
Отношения между евреями и римлянами в течение сорока лет оставались спокойными, но в Александрии стало нарастать напряжение между греками и евреями, часто приводя к бунтам и столкновениям. Еврейское население и раввины восприняли подчинение Римской империи как необходимый, но переходный этап, уготованный им Богом в рамках подготовки к приходу мессианской эпохи.
Евреи на время отказались от оружия, изучая и соблюдая свои законы. Как в диаспоре, то есть в регионах вынужденной миграции, так и в некоторых районах Палестины, где евреи сумели выжить и избежать римского огня, преобладала вера, что разрушение Храма и
Иерусалима стало кульминацией, предшествующей божественной эпохе, которая должна наступить после неизбежной победой евреев. Но напряжённость в Александрии привела к великому восстанию в 115 году, в котором участвовали многочисленные еврейские общины в Месопотамии, Кипре и Египте. Имперские власти это застало врасплох, как и самого Траяна, успокоенного сорокалетним миром между римской и еврейской аристократией.
Сначала восстание вспыхнуло в Киренаике, на территории современной Ливии, а затем распространилось на Кипр и Египет. Столкновения между местными жителями и евреями носили весьма жестокий характер. Из крупных городов восстание быстро распространилось на деревни, затем дальше на восток. Повстанцы двинулись в Египет, возможно, с целью перебраться в Палестину. Сигналом к восстанию для евреев стало древнее пророчество.
Согласно предсказаниям оракулов, сирийский город Антиохия должен быть разрушен до прихода Мессии. В 115 году сильное землетрясение опустошило столицу Сирии и её восточные регионы. Так как иудеи не считали Мессией
Иисуса, то землетрясение и приход язычника-Траяна, который к тому же получил ранение, стало для них невероятным совпадением. Евреи поверили, что финалом их освободительной борьбы должно стать возвращение в Палестину, откуда они были изгнаны.
В Египте оказалось всё наоборот: беспорядки сначала вспыхнули в сельской местности. Греки, ставшие врагами евреев, укрылись в Александрии, чтобы помешать евреям взять под контроль город. Поэтому деятельность повстанцев распространялась только на сельскую местность, где после двух лет столкновений они были уничтожены осенью 117 года. На Кипре евреи разрушили город Саламис, и после подавления восстания ни одному еврею под страхом смертной казни не разрешали появляться на острове.
В Месопотамии повстанцы подняли восстание во время парфянской войны Траяна. Однако, по-видимому, его начали не евреи, а местные жители, находящиеся под парфянским правлением. Причины у них были как религиозные, так и экономические, связанные с опасениями запрета караванного движения. Евреи же участвовали в восстании, но по своим мотивам.
Траян применил против евреев Месопотамии очень жестокие методы подавления, желая как следует наказать их, последствия этого подавления отразились даже на Иудее, хоть она и не участвовала в восстании.
Именно в Месопотамии и отличился Лузий Квиет, контроль над территорией был усилен, а он назначен легатом Иудеи. Однако в следующем году Лузия и трёх его сообщников обвинили в заговоре против императора Адриана, преемника Траяна. Всех четверых казнили на месте как противников имперской политики на восточных границах.
На отношениях Адриана с Сенатом этот эпизод отразился негативно, и он поспешил возложить ответственность за него на подчинённых, которых энергично отстранил от их должностей. Иудея опять осталась под контролем неизвестных истории легатов, и до 132 года на еврейской земле воцарилась относительная тишина.