Обвинив в коррупции Марка Антония Феликса, Нерон назначил прокуратором Иудеи Порция Феста в 60 году. Ему пришлось иметь дело с религиозными, политическими и социальными волнениями, захватившими страну во время его правления. Хоть предыдущий прокуратор и подавлял жестоко возникающие конфликты между населением еврейского и греческого происхождения, но они были ещё далеки от разрешения.
Другой проблемой было движение зелотов против римлян и фракция сикариев, против которых Фесту удалось добиться хороших результатов. Ко всему этому добавились ещё две неприятности: от предыдущего прокуратора Антония Феликса Фест унаследовал щекотливую ситуацию, связанную с апостолом Павлом, и ссору, возникшую между священниками Иерусалимского храма и царём Агриппой II.
Заботы прокуратора Феста
Когда в 44 году умер
Ирод Агриппа I, его сын был ещё слишком мал, чтобы стать преемником своего отца. Поэтому в Риме решили для управления Иудеей назначить прокуратора. Ирод Агриппа II вырос в Риме, а в 50 году унаследовал от своего дяди Халкидское царство в Ливане. Император
Клавдий дал ему полномочие назначать первосвященников, и он сместил священника
Анана после многочисленных жалоб жителей Иерусалима.
Против же Павла со стороны лидеров иудеев состоялся второй суд. Как и его предшественник, Фест проявил неуверенность в отношении его, не освободив и не осудив заключённого. К нему пришли несколько знатных евреев и попросили выдать им апостола, но прокуратор отказал им. Когда же Павел потребовал решения императора, Фест с облегчением согласился.
Но тут в Кесарию прибыл царь Агриппа со своей сестрой Береникой, которая была и его любовницей, и попросил поговорить с Павлом. Тот снова рассказал о том, что воскресший Иисус призвал его стать миссионером, и царь, и прокуратор убедились в его невиновности, но всё же решили отправить его в Рим с другими узниками, среди которых оказался Лука, написавший впоследствии две книги Евангелия.
Фото: dzen.ru
Освободившись от проблемы с Павлом, Фест занялся разрешением спора между жрецами и царём Агриппой, который возник из-за того, что в своём дворце в Иерусалиме царь оборудовал большую столовую, из окна которой было хорошо видно Иерусалимский храм. Там он обедал и совершал жертвоприношения, что очень раздражало священников, которые считали это кощунством. Тогда они выстроили высокую стену перед Храмом, закрывавшую вид на дворец Агриппы. К сожалению, стена закрыла обзор и римским солдатам, охранявшим Храм из крепости Антония, имеющей большое историческое значение для
Иерусалима.
Здесь заперли детей и жену
Аристобула, сына
Александры, пытавшегося захватить власть у своего старшего брата
Гиркана. Крепость была укреплена
Иродом Великим и стала представлять собой настоящий дворец: с большими казармами, квартирами, ванными комнатами и портиками. Здесь, во дворе, по преданию,
Понтий Пилат приговорил
Иисуса к смертной казни. На этом месте сейчас находится Церковь Бичевания, напоминающая о мучениях, которым подвергся
перед смертью Иисус, и отсюда начинается путь, пройденный им к месту распятия.
Стену, закрывающую вид на Храм, Фест попросил снести, чтобы хоть как-то уладить разногласия между священниками и Агриппой, но жрецы пожаловались Нерону, отправив к нему в Рим большую делегацию во главе с Исмаилом бен Фаби, тогдашним первосвященником. Нерон, во всём слушаясь свою обожаемую жену Поппею, которая посоветовала ему позволить сохранить стену, взял в заложники Исмаила и хранителя священного сокровища, Хелсия. Вернувшаяся в Иерусалим делегация доложила Агриппе распоряжение императора, и тот, раздосадованный, заменил плененного Исмаила другим первосвященником, неким Иосифом Кабием.
В 62 году Фест при неизвестных обстоятельствах внезапно умер, и на его место назначили Лукцея Альбина, который прибыл летом того года и застал ситуацию в Иудее в полной анархии. Воспользовавшись смертью Феста, первосвященник Анания приказал забить камнями Иакова Справедливого. Это вызвало гнев как нового прокуратора, так и царя Агриппы, которые немедленно убрали Ананию с его должности.
Некоторые исторические источники, среди которых Иосиф Флавий, считают Иакова Справедливого, родившегося в Назарете, сводным братом Иисуса, то есть сыном Иосифа от его первой жены. После смерти Иисуса Иаков стал главой Иерусалимской Церкви, где он играл такую большую роль, что апостолы, особенно Павел, считали его одним из своих. По приказу первосвященника Анании Иакова сбросили с вершины Иерусалимского храма, но он чудом выжил, и тогда его добили камнями. Ему приписывается много религиозных работ, среди которых два Апокалипсиса и Тайная книга Иакова.
Казнь апостола Павла
После того, как прокуратор Фест отправил Павла в Рим, апостол начал своё морское путешествие, в котором пользовался изрядной снисходительностью охраны и свободой. Они обогнули северное побережье Кипра и Крит, у берегов которого корабль попал в шторм и дрейфовал в течение 14 дней. В это время Павел, судя по всему, своей харизмой сильно влиял на солдат, моряков и пассажиров.
Наконец они причалили к Мальте, где по сей день сохранилась память об этой высадке в бухте Святого Павла. Переждав там плохой сезон, путешественники продолжили свой путь в Рим через Сиракузы на Сицилии и поплыли вдоль побережья Тирренского моря. Высадившись в Террачине, где Павел отдохнул неделю в доме дьакона Цезария, они отправились в Рим пешком.
По прибытии Павла поместили под домашний арест на два года, по истечении этого срока апостола освободили, так как все римские авторитеты, кто с ним встречался и разговаривал, оказывались хорошо к нему расположены и не нашли в его поведении причин его виновности.
Историки до сих пор спорят о причинах казни Павла. Их мнения сходятся лишь в том, что он умер из-за преследований
императора Нерона, обезглавленный, что для римских граждан в то время считалось достойной смертью. Павла казнили в один день с Петром, 29 июня 67 года, но так как Петр не был римским гражданином, он был распят.
Павла называют Апостолом язычников, а Петра - князем Апостолов, так как сам Иисус поручил ему первенство над всеми Апостолами а, следовательно, над всей Церковью.
С точки зрения важности его работ, а также с хронологической точки зрения, Павла можно считать первым христианским богословом. Казнь Павла произошла недалеко от Остийской дороги, «возле сосны». На тот момент апостолу было примерно 60 лет.
При императоре Валериане, 29 июня 258 года, тела обоих апостолов, погибших в этот день, были перевезены в катакомбы Святого Себастьяна, а папа Сильвестр I почти столетие спустя приказал вернуть на место первого погребения мощи Павла. Здесь была построена базилика Святого Павла, и гробница на протяжении веков оставалась скрытой под её полом, пока не была обнаружена в результате археологических работ в 2002 году.
Найденный саркофаг обследовали, не открывая его, сделав крошечное отверстие и введя туда зонд. Внутри обнаружили два типа ткани: голубую с льняными нитями и пурпурную льняную, ламинированную чистым золотом. Кроме этого, в саркофаге присутствовали частицы известковых и белковых веществ и красных зёрен благовоний.
Самой волнующей находкой стали маленькие фрагменты костей, принадлежащими мужчине, жившему между I и II веками. Углеродный анализ костей делали 14 экспертов, не подозревающих о их происхождении, поэтому их заключение подтвердило, что останки принадлежат апостолу Павлу.
Начало войны
Лукцей Альбин оставался на посту прокуратора Иудеи до 64 года, после чего прокуратором стал Гессий Флор, который потребовал забрать из Храма крупную сумму денег. Когда иудеи пытались оказать сопротивление, он послал воинов, в результате чего погибло 3600 человек. Позднее из Кесарии в Иерусалим прибыли две римские когорты, которые Флор приказал приветствовать.
Иудеи отказались оказать почтение вновь прибывшим войскам, тогда прокуратор отдал приказ атаковать толпу. Евреи снова оказали сопротивление, но и это восстание было с легкостью подавлено. Удовлетворённый Флор уехал в Кесарию, оставив в Иерусалиме все гарнизоны следить за порядком из крепости Антония.
Фото: dzen.ru
В Кесарии Флор явился к наместнику Сирии Гаю Цестию Галлу и сообщил, что евреи начали беспорядки в Иудее. Цестий направил в Иерусалим инспекторов с проверкой, но те решили, что будет разумнее согласиться с евреями, но ситуация не улучшилась. Воодушевленные иудеи оккупировали Масаду и истребили римский гарнизон. Флору пришлось послать две тысячи рыцарей для подавления восстания, охватившего уже весь город. Восставшие подожгли римские постройки и убили за городом первосвященника Ананию.
Флор, отсиживаясь в это время в своей резиденции в Кесарии, приказал убить там всех евреев города, погибло около десяти тысяч человек, в результате чего восставшие распространили своё недовольство на всю северную Иудею. Сирийцы и евреи безжалостно убивали друг друга. Наконец, лично вмешался Цестий со своим легионом, разгромив группу мятежников, и направился в Иерусалим. Завязалась битва, в результате которой ему удалось завоевать некоторые районы Иудейской столицы.
Чтобы помочь восстанию, евреи стали стекаться к Иерусалиму из окрестных регионов, вынуждая Цестия отступить, почти полностью уничтожив его армию. Повстанцы передали руководство священнику Елеазару бен Симону, который вверил управление и защиту различных регионов Иудеи самым верным людям. Здесь появляется и фигура Иосифа Флавия, в то время ещё Йосефа бен Матитьяху, которому Елеазар поручил защиту Галилеи, и против которого организовал заговор лидер новой фракции повстанцев Иоанн Гискальский.
Другие беспорядки вспыхнули и в египетской Александрии, где их жестоко подавил Тиберий Юлий Александр, бывший прокуратором Иудеи с 46 по 48 год, а с 66 года назначенный Нероном префектом Египта. Там тоже греки перессорились с евреями, и Александру пришлось предупредить бунтовщиков, что ему придётся применить силу римских легионов, если они не успокоятся. Угроза действия не возымела, и Александр направил на восставших легионеров. Евреи энергично сражались, но римляне взяли верх и начали убивать даже женщин и детей, пока евреи не взмолились о пощаде, только тогда Александр приказал солдатам отступить.
Нерона проинформировали о победе над евреями в Египте и о поражении римлян в Иудее. Гай Цестий Галл, с великой тоской и пораженный страхом из-за возможного гнева императора, обратился за помощью к
Веспасиану, будущему императору, а в то время блестящему полководцу. Он находился в Греции вместе с Нероном, поэтому в Александрию отправил своего сына
Тита, а сам направился в Сирию, где в Антиохии собрал армию. Тем временем евреи осадили Ашкелон, город к северу от Газы, всё ещё верный римлянам.