Подавляющее большинство жителей нашей страны любит русские народные сказки, и с удовольствием рассказывает их своим детям. Мы знаем множество сказочных персонажей: Тугарина Змея, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного,
Бабу Ягу, Лису Патрикеевну… А вот о происхождении этих героев многие из нас не задумываются. Между тем, почти все они – очень древние, а некоторые из них и вовсе имеют прямое отношение к реальной истории Древней Руси.
Начнём мы, пожалуй, с Тугарина Змея. Оказывается, он является немного изменённым половецким ханом
Тугорканом, который нападал на земли Руси в XI веке. Заключив союз с ханом
Боняком, Тугоркан нанёс сокрушительное поражение войску князя
Святополка Изяславича. Позднее, войско хана потерпело поражение от армии
Владимира Мономаха во время осады Переяславля. В этой битве хан Тугоркан был убит, но затем был включён в детские сказки и
былины как отрицательный персонаж. Тугарин является олицетворением дикой степи и язычества.
Происхождение другого персонажа, Змея Горыныча, также весьма интересно. Сегодня его смело можно назвать одним из самых популярных сказочных персонажей в России, наряду с более современными образами драконов. В сказках он олицетворяет грозную силу и мировое зло.
Существует версия, согласно которой образ Змея Горыныча – это не символ многочисленных врагов Руси, а трансформировавшийся герой древних былин, богатырь Горыня.
Сегодня нам известны три богатыря – Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец, а в дохристианской Руси существовали другие персонажи – Горыня, Усыня и Дубыня. Первый обладал огромной силой и повелевал огнём. Змей Горыныч, как известно, тоже является огнедышащим.
Фото: news.rambler.ru
Что касается Кощея Бессмертного, то у данного персонажа реальных исторических прототипов не существует. Его имя используется в двух вариантах. В первом варианте словом «кощей» называют худого, костлявого человека, а во втором – пленника. Если мы посмотрим, как изображают Кощея, то увидим, что он может существовать в двух вариантах: как злой, костлявый повелитель, так и пленник, закованный в цепи. Примечательно, что в берестяных грамотах Новгорода слово «Кощей» встречалось, как личное имя.
В большинстве русских сказок ближайшей «союзницей» Кощея является Баба Яга. У неё, как и у первого персонажа, не имеется исторических аналогов. Со старославянского языка слово «йега» переводится как «ужас», «опасность», «злая женщина», а на чешском языке так звучит словосочетание «лесная ведьма».
В русских сказках Баба Яга встречается сразу в трёх вариантах. Она может быть помощницей, воительницей или похитительницей детей. Её образ является отсылкой к миру мёртвых и живых. Старуха является стражницей на границе двух миров.
Особым сказочным персонажем является и Лиса Патрикеевна. Дело в том, что она имеет отчество, и известна своей невероятной хитростью. Её историческим прототипом является литовский князь Патрикей Наримунтович. В начале XIV века он стал княжеским наместником в Новгороде, и показал себя, как очень изворотливый человек. Благодаря хитрости, он стал покровителем ушкуйников – местных морских разбойников.
Фото: dzen.ru
При этом, народ Патрикея не любил, и через несколько лет Наримунтовича сместили со столь высокого поста. После этого, он проявил не только хитрость, но и наглость, отправившись в Москву, чтобы служить князю
Василию.
Таким образом, многие сказочные герои являются не только олицетворением злых сил, противостоящих русскому народу, но и отсылают нас к историческим личностям прошлого. Их имена несут в себе огромную смысловую нагрузку. Тонкий баланс на грани реальности и вымысла позволяет русским народным сказкам обладать особой и неповторимой атмосферой.