В первом веке Иудея находилась под контролем соседней римской провинции Сирии, таким образом, фактически прокуратор Иудеи подчинялся легату Сирии. После
Марцелла, который заменил
Понтия Пилата всего на год, прокуратором Иудеи стал некий
Марулл, а в 41 году Римская империя восстановила Иудейское царство как государство-сателлит и вверило его под управление
Ирода Агриппы I, который находился у власти над иудеями до своей смерти в 44 году.
Ирод Агриппа
Ирод Агриппа I был внуком Ирода Великого и сыном Аристобула и Береники, дочери Саломеи, сестры Ирода. Береника вышла замуж в 18 году до нашей эры за своего двоюродного брата Аристобула, родив ему четверых детей. Отношения между мужем и женой не были хорошими, так как Аристобул, как потомок рода Хасионееев по материнской линии, считал Беренику женщиной из народа, потому что она была идумейка.
Идумейцев лишь недавно насильно обратили в иудаизм, и евреи их недолюбливали. Из-за этого в царской семье разразились заговоры, и Ирод Великий казнил двух своих сыновей, Александра и Аристобула.
Овдовев в 7 году до нашей эры, Береника снова вышла замуж за брата
Дориды, первой жены Ирода,
Феодию. Но и этого мужа Береники казнили в 4 году до нашей эры из-за заговора. Когда умер Ирод, а его сын и наследник
Архелай с женой отправился в Рим, к
Октавиану Августу, за подтверждением наследства, Береника со своим старшим сыном, шестилетним Агриппой, последовала за царской семьёй. Но она не вернулась в Иудею, а осталась при императорском дворе в Риме. Её сын воспитывался вместе с сыном
Тиберия,
Друзом Младшим. Береника очень сдружилась с женой
Друза Старшего, сына Октавиана Августа,
Антонией. Тиберий тоже полюбил Агриппу и считал его равным своему сыну Друзу.
В 23 году Друз погиб из-за заговора, а Агриппа, чрезмерно гордившийся дружбой императорского двора, принял слишком экстравагантное поведение, и был выслан из Рима. Вернувшись в Иудею, Агриппа заручился поддержкой своего дяди Филиппа, который был женат на его сестре Иродиаде. Филипп назначил его надзирателем рынков в израильском городе Тивериаде и снабдил его крупной суммой денег, что, впрочем, длилось недолго.
Вскоре дядя отказал Агриппе в финансовой поддержке, и тот был вынужден вернуться в Рим. Тиберий простил Агриппу, он снова стал желанным гостем при дворе и подружился с
Калигулой, который в то время стал очень популярен. Как-то Агриппа неосторожно проговорился, что предпочёл бы видеть императором Калигулу на месте Тиберия, его подслушали и доложили Тиберию, который заключил Агриппу в тюрьму.
После смерти Тиберия Калигула пришёл к власти и не забыл своего друга Агриппу, назначив его губернатором всех территорий, принадлежавших сыновьям Ирода Великого, добавив к ним ещё и Авилину. Это была древняя плодородная земля, богатая пастбищами, завоеванная израильтянами во времена
царя Давида и переданная колену
Манассии. Во времена
Соломона столицей этой местности был Дамаск, а после разделения двух царств Авилина находилась под властью Израиля, но позже была захвачена ассирийцами. В 39 году Агриппа вернулся из Рима в свои владения, и после восстановления Иудейского царства ему был пожалован титул царя.
В 41 году убили Калигулу, и с помощью советов Агриппы его преемник Клавдий смог занять трон
Римской империи. В награду
Клавдий сделал Агриппу одним из величайших царей Востока, который контролировал территории, по размеру равные территориям его деда
Ирода Великого. Его иудейские подданные были весьма удовлетворены его правлением. В отношении иудаизма Агриппа выказывал как публичное, так и личное рвение, которое было отмечено многими раввинами.
Еврейские раввины считались духовными наставниками древних общин, учителями законов
Моисея и Торы. Чтобы выполнять свои обязанности раввин получал посвящение, после чего мог принимать решения, связанные с ритуальными правилами или хозяйственными потребностями, а также решать моральные или этические проблемы общины.
Правительства Израиля и Иудеи, в зависимости от исторического периода, основывались на системе царей, пророков, власти Синедриона и первосвященников. Члены Синедриона получали посвящение по непрерывной линии от Моисея, но прежде чем называть их «раввинами», раньше их называли судьями, они были полны мудрости, знания заповедей и Торы. С концом еврейской монархии, пророков и священников, центр духовного руководства сместился к мудрецам Великого Собрания, состоящего из первых раввинов, которые начали толкование Устного Закона иудаизма.
Ученики Иисуса
В 44 году, то есть примерно 14 лет спустя
смерти Иисуса, но всё так же накануне
Пасхи, по приказу Агриппы схватили Иакова Заведеева, одного из двенадцати апостолов Иисуса. Он родился в Вифсаиде на озере Генезаретском и был сыном Саломеи и Заведея, зажиточного рыбака, имевшего настоящую предпринимательскую деятельность с наёмными работниками. У Иакова был младший брат Иоанн, ученик Иоанна Крестителя, они находились на озере в лодке вместе с отцом, чиня рыболовные сети, когда подошёл Иисус и заговорил с ними. Было четыре часа, день клонился к вечеру. Иисус позвал братьев с собой, и они пошли с ним, их мать Саломея тоже последовала за сыновьями.
У Иакова и Иоанна был пламенный характер, Иисус же учил их быть терпимыми. Однажды они пришли в одну самаритянскую деревню, жители которой отказались принять их. Тогда братья посоветовали Иисусу применить одно из своих «чудес» и уничтожить деревню «небесным огнём». Учитель строго упрекнул своих учеников за такие речи. Царство, которое проповедовал Иисус, представлялось братьям на земле, а не на небе, и они считали, что последователи Мессии получат в этом Царстве особую привилегированную роль. Иисус же уверил их, что прежде им придётся пройти вместе с ним через страдания и мучения, и прозвал братьев «сынами грома».
Фото: pikabu.ru
Постепенно к Иисусу присоединялись другие ученики, но Иаков вошёл в круг самых доверенных ему лиц вместе с Петром и своим братом Иоанном. Иоанн был единственный из апостолов, кто присутствовал при казни Иисуса. После смерти Мессии Иаков отправился в Испанию, чтобы продолжать дело своего учителя, распространяя его веру, а потом вернулся в Иудею. В это время царь Агриппа стал преследовать тех, кто проповедовал учение Иисуса, и приказал арестовать, а затем, в 44 году, казнить Иакова, отрубив ему голову. Он был первым апостолом, погибшим за веру в Мессию. Его ученики похитили тело Иакова и привезли его в Галицию.
После смерти Иакова апостолы Иисуса продолжали проповедовать в
Иерусалиме и окрестностях. Пётр и Иоанн, брат Иакова, у дверей Храма исцелили калеку от рождения, что спровоцировало большой резонанс в Иудее, и двух апостолов пришлось арестовать. Они предстали перед Синедрионом, но не сумев ничего им предъявить, священники их отпустили. После этого их арестовывали ещё несколько раз, и последнее заключение закончилось тем, что их приказали высечь, а потом снова освободили.
Так как Иисус перед смертью доверил Иоанну заботу о своей матери Марии, эти двое, мать Месии и его апостол, через некоторое время отправились в Эфес, город на побережье современной Турции. В Эфесе Иоанн продолжал творить чудеса. Он воскресил умерших магистрата города Ликомеда и его жену Клеопатру, исцелил в театре множество больных.
Иоанн рассказывал людям об Иисусе и многих обратил в христианство. В результате археологических исследований были обнаружены остатки дома примерно в 9 км южнее Эфеса, где жили апостол Иоанн и мать Иисуса. В 80-х годах правивший в то время Римской империей Домициан услышал об апостоле и пригласил его в Рим. Иоанн рассказал и императору о вере в Царство Иисуса.
- Продемонстрируй мне, что может твоя вера, - сказал Домициан.
- Прикажи принести чашу с ядом, - ответил Иоанн.
По приказу императора принесли чашу с ядом, и апостол выпил этот яд. С ним ничего не случилось. Домициан, усомнившись в действии яда, приказал принести другую чашу и привести приговоренного к смерти. Его заставили выпить яд, и он умер, но Иоанн воскресил его. Незадолго до этого в Сенате состоялось голосование, и большинством голосов был принят указ императора против христиан, но видя, что может делать этот апостол с помощью своей веры, Домициан не хотел казнить его, сослав на остров Патмос.
Сменились три римских императора, прежде чем Иоанн смог вернуться в Эфес, уже в глубокой старости. Он умер в 98 году естественной смертью, единственный из двенадцати апостолов, кто не был казнён. Его тело никогда не было найдено, поэтому предание предполагает вознесение Иоанна на небеса.
Тело же его брата, Иакова, было обнаружено много столетий спустя. В 830 году отшельник Пелагий увидел загадочный свет, напуганный, он сообщил о чуде церковным властям, епископ Феодомир приехал на место, которое указал отшельник, и нашел останки апостола Иакова. Это место назвали «Звёздным полем», а позже здесь была основана столица Галисии, город Сантьяго-де-Компостела, что означает «звёздное поле Святого Иакова». По легенде, во всех военных событиях, происходящих впоследствии в этой области, участвовал апостол Иаков, помогая христианам выигрывать сражения. До сих пор верующие совершают паломничество к его гробнице в Сантьяго.
***
Царь Агриппа арестовал также апостола Петра и заключил его в тюрьму. Его настоящее имя было Симон Кифа, а имя Пётр дал ему Иисус, когда наделил его должностью, параллельной его собственной. Симон родился в Галилее, в Вифсаиде, как и его брат Андрей, тоже будущий апостол, и был еврейским рыбаком. Вифсаида была древней деревней, расположенной в 3 км от Тивериадского озера, которую впоследствии перестроил Филипп, сын Ирода Великого, и основал там свою столицу, принадлежащую к тогдашней римской провинции Иудея.
После женитьбы Симон переехал со своей семьей в Капернаум, тоже небольшую деревню в Галилее, где в первые месяцы 28 года к его брату Андрею подошёл Иисус, и он со своим другом провели с ним целый день. После этого Андрей пришёл к Симону и сказал: «Мы нашли Мессию!», и привёл брата к Иисусу.
Наступил уже поздний вечер, Симон весь день провёл в лодке на озере, но так ничего и не поймал. Познакомившись с ним, Иисус предложил ему снова сесть в лодку и попробовать закинуть сети. К удивлению Симона улов был таким обильным, что ему пришлось позвать на помощь товарищей с другой лодкой, чтобы вывести всю рыбу. Потрясённый рыбак немедленно пошёл вслед за Иисусом. Раньше он слышал проповеди Иоанна Крестителя о пришествии Мессии, а для евреев, угнетённых римлянами, идея обрести духовного лидера, способного возглавить восстание, значила очень много. Это был исторический период для Иудеи, когда наделённый такой потрясающей харизмой Иисус, способный творить чудеса, проповедовал весьма необычные религиозные и социальные правила.
Симон был персонажем спонтанным, порывистым в своих реакциях, но в то же время стремящимся учиться, понимая свои ошибки. Об этом говорит эпизод хождения Иисуса по воде, когда Симон бросился навстречу своему учителю, мгновенно погрузившись в воду, на что Иисус сказал, что его вера недостаточно полная, чтобы творить подобные чудеса. Он часто просил объяснений слов Иисуса, но и сам был очень смел в своих высказываниях. Он привилегированную роль среди апостолов, и однажды Иисус сказал: «Ты - Пётр, ты построишь мою Церковь, я дам тебе ключи от неё, и ты будешь управлять ею».
Впоследствии Иисус часто проповедовал в Капернауме, приезжая туда погостить и, как друг, останавливаясь в доме апостола. Пётр в Капернауме торговал рыбой, так как там было больше возможностей, перевезя туда брата, отца и жену с тёщей, которую Иисус однажды исцелил от горячки.
Археологические раскопки обнаружили фундамент рыбацкого дома, расположенного недалеко от древней синагоги и восьмиугольной церкви, были найдены некоторые рыболовные инструменты и граффити с изображением Петра и Иисуса.
Однажды Иисус сообщил своим апостолам о том, что ему вскоре придётся пережить, и поручил Петру и Иоанну приготовить пасхальную трапезу. Он предсказал Петру, что тот ещё до того, как пропоёт петух, отречётся от своего учителя, но этим Иисус не уменьшил его выдающуюся роль, а сказал ему: «Покаявшись, укрепи веру братьев твоих». Во время этой трапезы Мессия объявил, что один из двенадцати апостолов является предателем.
После ужина, когда Иисус удалился в Гефсиманский сад с Петром, Иоанном и Иаковом, пришли люди первосвященника, чтобы арестовать его. Пётр, защищая учителя, выхватил меч и отсёк ухо некоему Малху, на что Иисус сказал: «Вложи меч обратно в ножны, ибо я должен выпить чашу, уготованную мне Отцом моим».
Во время суда над Иисусом в Синедрионе Пётр пробрался во двор дома первосвященника, но его узнала служанка, которая при всех заявила, что это один из учеников Иисуса. Испугавшись, Пётр поклялся, что не знает арестованного. Выходя из дома первосвященника, он столкнулся с другим слугой, который тоже узнал Петра, но тот снова отрицал своё знакомство с Иисусом. Уже за пределами сада один из охранников, присутствовавших при аресте узнал в апостоле того, кто отрезал Малху ухо, но Пётр в третий раз отрёкся от своего учителя. В тот же момент прокричал петух, и он, вспомнив предсказания Иисуса о своём предательстве, горько заплакал.
Фото: dzen.ru
Лишь пасхальным утром Пётр нашёл в себе силы отправиться на поиски учителя, когда Мария Магдалина сообщила ему, что тело казнённого накануне Иисуса исчезло. Они пришли к гробнице, куда его положили после того, как сняли с креста, но нашли там лишь саван, в который было обёрнуто тело. Зато Пётр был одним из первых учеников Иисуса, кому он явился воскресшим. С семью другими апостолами Пётр вернулся к своим обязанностям рыбаков на Тивериадское озеро.
Однажды на рассвете, ничего не поймав за ночь, они увидели человека на берегу, который посоветовал закинуть сети с правой стороны лодки. Послушавшись, они поймали много рыбы, поэтому, сразу узнав Иисуса, Пётр бросился в море к нему навстречу. Как ни в чём не бывало
Иисус предложил зажарить рыбу и позавтракать с ним. За этой трапезой Мессия предсказал Петру мученическую кончину в старости.