Путь до Голгофы от дворца Пилата был длиной несколько сотен метров. Его можно было преодолеть максимум за полчаса. Был полдень или чуть позже, когда началась казнь Иисуса. Голгофа, в отличие от дворца Каиафы и того места на горе Сион, где в четверг вечером ужинали апостолы со своим учителем, находилась в те времена за пределами города, а сегодня она расположена внутри стен Иерусалима. В древние времена захоронения и казни были запрещены в жилых кварталах.
Объяснение необъяснимого
Голгофа был небольшим холмом к северу от Иерусалима, недалеко от въездных ворот, которых было несколько в городе, там и произошло распятие. От выхода из претории Пилата до Голгофы Иисус сам нёс свой крест, что символизирует полный контроль собственной судьбы до самого конца. На кресте была прикреплена табличка с надписью на трёх языках: «Иисус из Назарета, царь иудейский». По мнению историков, использование трёх языков для простого преступника было мало правдоподобно.
В древние времена многоязычные надписи использовались только для торжественных мероприятий императоров.
На табличке же Иисуса было написано на иврите, как языке священных еврейских писаний, на греческом, на который переводили его учения, и на латыни, как языке римлян.
Перед распятием Иисусу дали выпить вино, смешанное с миррой, напиток, который использовался как обезболивающее. Вместе с ним распяли ещё двух разбойников, но так как Варавву освободили, то историческая личность этих двух ставится под сомнение. Но рядом с крестом во время распятия присутствовало и несколько женщин, двумя из которых были его мать Мария и Мария Магдалина, которая, по мнению некоторых учёных, была возлюбленной Иисуса, и от этого союза произошли ангелы. Некоторые источники повествуют, что его родственники из Назарета тщательно вели записи о всех его потомках. Этих двух женщин и своих учеников Иисус вверил друг другу, как бы показывая, что его миссия завершена, что ещё раз доказывает, что он полностью контролировал себя перед смертью. Лишь в это время он открыто признал себя Мессией.
Чтобы ускорить смерть осуждённого, римские солдаты пронзили ему бок копьём. Из римских исторических источников известно, что это был легион, расквартированный в Иерусалиме, предположительно, Десятый охраняющий пролив легион, который стоял там в 30 году. По мнению историков, Иисус умер около трёх часов дня в пятницу, наиболее вероятная дата его смерти — 7 апреля или 14 нисана 30 года. Перед смертью он произнёс свои последние слова: «Отче, предаю мою душу в руки Твои», а когда его пронзили копьем, сказал: «Совершилось!» и умер, склонив голову.
Старейшина иудеев, Иосиф Аримафейский, пришёл к Пилату, чтобы попросить выдать ему тело Иисуса. Прокуратор был очень удивлён, что осуждённый уже умер, поэтому послал солдат на Голгофу, чтобы позвать сотника и допросить его. Это заняло около часа. Пока Пилат ждал сотника, Иосиф отправился за погребальным покрывалом, в котором намеревался похоронить Иисуса, но на это ушло ещё больше времени. Когда, наконец, близким было разрешено снять казнённого с креста, солнце уже клонилось к закату. Это означало для евреев начало субботнего покоя, в это время ничего нельзя было делать, поэтому в спешке Иисуса положили в ближайшую гробницу.
Выдача тел семье была разрешена со времен
Октавиана Августа, раньше было запрещено выносить трупы до их полного разложения. Но, так как распятие было способом казни древних римлян, согласно историческим свидетельствам, этот закон нарушался даже при
Тиберии, у римлян сохранилась привычка оставлять трупы на кресте разлагаться на милость насекомых и животных, а также в качестве устрашения для будущих преступников. Привилегия получить тело осуждённого для погребения предоставлялась только высокопоставленным лицам и только родственникам казнённого. Единственный такой задокументированный эпизод был по случаю дня рождения императора. Поэтому исторически не подтверждено, что
Понтий Пилат разрешил друзьям Иисуса взять его тело для погребения.
По библейским легендам, смерть Иисуса сопровождалась удивительными событиями. В момент его распятия произошло солнечное затмение, и тьма окутала «всю землю», но современные учёные считают тьму не чудесным явлением, а скорей потрясающим событием, связанным с природными явлениями, например, густые облака или вулканическая пыль. Это могла также быть песчаная буря, которые возникают в тех краях с марта по май и иногда затмевают солнце на несколько часов.
Вслед за затмением произошло сильное землетрясение, повлёкшее за собой разломы в скалах и воскресение некоторых мёртвых в Иерусалиме. Эти мертвые лежали уже в своих гробницах, но после смерти Иисуса открылись их гробы, мёртвые воскресли, но оставались в гробницах в течение трёх дней.
Геологические исследования подтвердили наличие остаточных признаков землетрясения в 31 году в Палестине, но было ли это землетрясение, произошедшее в момент смерти Иисуса, по понятным причинам, установить невозможно.
Тьма, окутавшая всю землю на три часа, длящаяся от полудня до трёх, не обязательно должна означать историческое событие. Согласно астрономическим расчётам, в тот период никаких солнечных затмений зарегистрировано не было. Кроме того, затмения длятся обычно максимум минут семь и бывают видны в небольшой области Земли, они никогда не происходят на Пасху, поскольку этот период совпадает с полнолунием, а Луна в это время находится на противоположной стороне от Солнца. Однако, и в греческой мифологии есть свидетельства о необычных явлениях, которые часто ассоциировались со смертью полубогов или великих людей. Один из внебиблейских источников, восходящих к еврейской традиции, а именно Вавилонский Талмуд, составлявшийся во 2-5 веках, подтверждает, что Иисус был казнён накануне Пасхи, что не нашлось никого, кто попытался бы его защитить, но что он привёл Израиль к восстанию.
Воскресение
После того, как тело Иисуса положили в гробницу, никто не заходил туда до окончания праздника Пасхи, который отмечали в субботу. На рассвете воскресенья он явился знаменитым трём Мариям: Марии Магдалине, Марии Иаковской и Марии Саломее, что они истолковали как знамение, сообщающее о его воскресении. Бросившись к гробнице, они обнаружили её пустой. После этого Иисус являлся также своим апостолам. С его воскресением мёртвые, которые воскресли в момент его смерти, но оставались в своих гробницах, стали выходить и бродить по Иерусалиму, закутавшись в саваны, но не вызывая ни у кого страха.
Через сорок дней Иисус вознесся на небо. В христианских священных текстах говорится о возвращении Иисуса, определяемом как «второе пришествие», которое должно совпасть с Судным Днём, после чего должно начаться «новое небо и новая земля». После воскресения Иисуса в течение нескольких лет между иудаизмом и христианством не было большой разницы.
Христианство постепенно отказалось от законов Древнего Завета, так как сам же Иисус объявил, что они утратили силу.
Первые христиане почти все были евреями и верили, что ожидаемый ими Мессия пришёл и был им Иисус из Назарета.
Понтий Пилат, как прокуратор Иудеи, составил письменный отчет императору Тиберию, и это исторический факт. В этом отчете он описал распятие Иисуса, его смерть и последующее воскресение, и это описание было сделано официальным образом, так, как если бы он описывал обыкновенное административное событие.
Восстание на горе Гризим
В 36 году на севере Самарии один еврей, имя которого историки не смогли выяснить, провозгласил себя Мессией, которого всё ещё ждали иудеи, не примкнувшие к христианству. В те годы это было нередкое событие. Множество людей в Иордании объявляли себя «сынами Божьими», как и этот «Мессия» обещал евреям появление Моисея на горе Гризим. Однако, когда его последователи поднялись за ним на священную для самаритян гору, вместо Моисея застали там римскую конницу, которую послал Понтий Пилат. Солдаты жестоко разогнали собравшихся.
Самаритяне пожаловались отцу будущего императора
Вителлия,
Луцию Вителлию Старшему, тогдашнему римскому легату в Сирии, у которого была полная власть над восточными провинциями. Луций рассказал об этом Тиберию и уволил Пилата, вызвав его в Рим на суд. Палестина осталась без прокуратора на какое-то время, но Синедрион, высший религиозный орган, взял на себя бразды правления. В этот период был убит святой
Стефан, первый христианин, отдавший жизнь за веру в Иисуса. Его казнили по иудейскому закону, то есть забили камнями, а не распяли, как это делали римляне.
Пока Пилат ехал в Рим, чтобы отчитаться за свои действия перед императором, Тиберий умер, и власть в Риме захватил
Калигула. Друг Луция,
Марцелл, отправился в Иудею, чтобы взять на себя роль прокуратора. При Калигуле Пилату повезло ещё меньше — он сослал его в Галлию, в Вьенну, где ходили слухи, что тот вскоре покончил жизнь самоубийством, по крайней мере, следы Пилата с тех пор теряются, и никаких исторических сведений о нём больше нет.