Имя Понтий имеет самнитское происхождение. Самниты были древним италийским народом, населявшим центрально-южную часть Апеннинского полуострова. Фамилию Пилат одни историки связывают с пилосом, головным убором, который носили вольноотпущенники, рабочие, рыбаки или моряки. Он имел вытянутую коническую форму, изготавливался из войлока или кожи и считался символом свободы. Другие намекают на особый тип копья, пилум, который использовался в бою римской армией.
Сомнения Пилата
Как и все римские чиновники не очень высокого ранга, он принадлежал к конному ордену эквитов, всадников
Древнего Рима, занимающихся переписью населения. После
Валерия Грата Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи, назначенным
Сеяном в 26 году. Он попытался установить в Иерусалиме статую императора, но евреи запротестовали, поскольку статуи любого типа запрещал закон
Моисея, и Пилат оставил эту идею.
Свою резиденцию он устроил не в столице, а в Кесарии, считая это лучшим стратегическим выбором. Вскоре после его назначения еврейские власти Иерусалима привели к Пилату молодого человека, сказав, что его арестовали, допросили и нашли его ответы кощунственными.
- Кто допрашивал этого человека? - спросил прокуратор.
- Его арестовали по приказу первосвященника и отвели в Синедрион, к Анне, который его допросил. Но он сказал, что у него нет полномочий для вынесения смертного приговора.
- Почему Анна требует смертного приговора для этого человека?
- Он сбивает с толку население, за ним ходят толпы, он сеет только смуту, народ называет его Мессией.
- Хорошо, оставьте нас вдвоём, - сказал Пилат, кивнув стражникам, которые отошли на несколько шагов, но остались стоять неподалёку, держа копья наготове.
- Почему тебя называют Мессией? - спросил прокуратор молодого человека.
- Я вовсе не претендую ни на какие высокие звания, - просто ответил тот, - а люди пусть называют меня, как хотят.
- Мне сказали, ты считаешь себя царём иудейским. Ты знаешь, что по римским законам провозглашение себя царём является преступлением, оскорбляющим императора, и карается смертью?
- Я не царь, я пришёл в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, мой голос слушают те, кто хочет найти истину. А говорил я о Царстве моём, которое находится не в этом мире.
- Тебя обвиняют в том, что ты подстрекал народ не платить дань римскому императору.
- Совсем наоборот: я сказал «Отдайте кесарю кесарево».
- Как тебя зовут и откуда ты родом? - спросил прокуратор.
- Я Иисус из Назарета.
Приближался праздник Пасхи. У Пилата были еще дела, поэтому он приказал пока увести Иисуса до вынесения приговора, а к нему подвести на допрос другого узника. К прокуратору привели человека, объявив его убийцей.
- Кто этот человек? - спросил Пилат стражников.
- Этот еврей из зелотов, его задержали вместе с другими мятежниками. Они устраивали беспорядки, в конце концов убили одного римлянина, несколько из них скрылись в толпе.
- Как тебя зовут? - обратился прокуратор к разбойнику.
- Варавва, - пробурчал тот.
Пилат распорядился увести и этого.
Существовал еврейский обычай освобождать на Пасху одного из заключённых, а римляне старались уважать обычаи иудеев, на чьей земле они объявили себя хозяевами.
Прокуратор знал, что мятежников полагалось казнить, и Варавва, несомненно заслуживал смертного приговора, тем более за убийство, но он не видел никакой вины человека, распространявшего глупые сплетни, что он царь или Мессия, этого
Иисуса из Назарета, и не понимал, почему Синедрион так настаивал на казни. Пилат очень устал и хотел домой, но необходимо было вынести приговор этим двум несчастным.
Прокуратор собрался было вызвать стражников и приказать им освободить Иисуса из Назарета и казнить Варавву, но тут вошёл слуга и передал ему послание от его жены. Клавдия Валерия Прокула, жена Пилата, приехавшая вместе с ним в Иудею на время его службы, писала ему, что ей приснился сон, который очень встревожил ее, и что на основании этого сна её муж должен освободить человека, проповедующего истину, и казнить убийцу.
Пилат удивился, что его жена, язычница благородного происхождения, проявляет такие симпатию к иудаизму, но принять решение это ему не помогло. Тогда он решил вынести эти два дела на всеобщий суд: пусть народ решает, кому из преступников жить, а кому умереть.
Фото: wol.jw.org
Понтий Пилат приказал вывести обоих арестованных на городскую площадь, где собрались как бедняки, так и знатные евреи. Вначале он указал на Иисуса и спросил собравшихся, что нужно сделать с нарушителем общественного порядка. «Убить его!» - взревела толпа. Пилат сделал вид, что он согласен с народом, но он всё ещё хотел пощадить именно этого человека. Он решил сделать так, чтобы народ пожалел его, и в то же время удовлетворить еврейскую знать, обвинившую проповедника. Прокуратор приказал подвергнуть Иисуса бичеванию.
Бичевание у древних римлян было особо жестокой и кровавой поркой прутьями, палками или девятихвостой плёткой, которая представляла собой короткую палку с прикреплёнными к ней шнурками с металлическими острыми зубцами или осколками костей.
Такое наказание оставляло на теле пытаемых глубокие рваные раны и даже переломы. Удары наносились по всему телу, за исключением области сердца, где они могли бы привести к смерти. Наказание Иисуса привели в исполнение, но толпа не была удовлетворена, продолжая требовать казни, а прокуратор был единственным в те времена, авторизованным выносить смертные приговоры, самим иудеям осуждать виновных не разрешалось.
Хронология событий
Поскольку Палестина в начале первого века была оккупирована римлянами и находилась под их юрисдикцией, судебные разбирательства преступлений, тем более предусматривающих смертную казнь, находились под компетенцией исключительно римского прокуратора. Судебная процедура требовала, чтобы судебные разбирательства проводились при наличии четкого обвинительного акта, который предоставлялся еврейскими священниками и включал в себя допрос обвиняемого и его оправдательные показания.
Документально отражена серия допросов, которым подвергся Иисус, а также дебаты об этом разбирательстве в Синедрионе с целью подготовить обвинительное заключение. Но о настоящем суде и обвинении в письменном и подписанном документе никаких свидетельств нет.
С юридической точки зрения арест Иисуса был бы невозможен без какой-либо мотивации. Иудея готовилась к величайшему юбилею, который должен был собрать в Иерусалим паломников со всего мира, поэтому страх перед беспорядками, вызванными присутствием галилейского проповедника, подтолкнули священников приказать арестовать Иисуса.
Что касается хронологии, мнения историков расходятся. Скорей всего, ошибка может быть в дате рождения Иисуса. На самом деле, не все ученые согласны, что он родился в 7 году до нашей эры, кто-то выносит это событие на четвертый и даже первый годы до нашей эры, но по документам различных этапов судебного процесса над арестованным проповедником вытекает, что они проходили с вечера четверга 6 апреля ( или 13 нисана по еврейскому календарю) до полудня пятницы 7 апреля 30 года.
В 30 году Пасха соответствовала 8-му дню апреля или 15 нисана и субботе. Следует также отметить, что евреи начинали отсчитывать день Пасхи с заката пятницы 7 апреля до заката субботы 8 апреля, а не с полуночи до полуночи.
В четверг вечером по случаю еврейской Пасхи Иисус собрался со своими учениками на праздничный ужин. Предполагается, что это место находилось на горе Сион. После ужина они спустились в долину реки Кедрон, в Гефсиманский сад, где он отдалился от своих друзей, чтобы помолиться. Тем временем Иуда Искариот, которому заплатили за предательство, привёл священников в сад, и они арестовали Иисуса.
Часть Гефсиманского сада до сих пор существует, несколько оливковых деревьев, которые там растут, по мнению ботаников, существовали во времена Иисуса, так как им более 2000 лет.
Причины, по которым проповеди Иисуса вызвали отрицательную реакцию властей против его личности, объясняются тем, что в то время неоднократно совершались нападения на
фарисеев, которые в синагогах деревень и городов Палестины были религиозными авторитетами. Иисус же публично и открыто и критиковал их, обвиняя в лицемерии и называя их «
слепцами и вождями слепых», причём смешивал их с саддукеями, которые были аристократическим классом священников и управляли в Иерусалиме экономическими и культовыми делами Храма.
Иногда Иисус нарушал заповедь субботнего воздержания от работы, чем тоже вызывал критику со стороны иудеев. Наконец, иудейские власти завидовали популярности Иисуса и боялись, что его движение может нарушить хрупкое равновесие отношений между римлянами и еврейским народом, особенно с саддукеями как аристократическим классом.
То, что его называли Мессией, само по себе не подлежало осуждению, но его суждения иногда заставляли народ полагать, что Иисус ставит себя на один уровень с Богом, а эта причина уже позволила Синедриону вынести постановление о его аресте за богохульство. Религиозные власти уже несколькими днями ранее решили уничтожить Иисуса, а также Иоанна Крестителя.
Допросы Иисуса
Так как Иисус был арестован по приказу Синедриона, сначала его привели к первосвященнику. В то время первосвященником был Каиафа, который занимал эту должность до 36 года, а Анна, его тесть и предшественник, оставался очень влиятельной фигурой в Синедрионе, и зять его во всём слушался. Как глава Синедриона, Каифа тоже имел значительное влияние как с политической, так и с социальной точки зрения.
Первый допрос происходил, очевидно, во дворце Анны, где жил и Каифа, в юго-западной части Иерусалима, вечером 6 апреля. Его допрашивали с предельной поспешностью и тайно, так как боялись восстания. Целью допроса было подготовить обвинительное заключение и указать конкретные причины, позволяющие просить Пилата о казни обвиняемого.
Фото: pravoslavie.ru
Раньше Синедрион мог судить и выносить приговоры, но во времена Иисуса это право стало принадлежать только римскому правителю или его местному уполномоченному, то есть прокуратору.
Утром состоялось заседание Синедриона, на котором присутствовали все иудейские и римские чиновники. По документальным свидетельствам Иисуса допрашивал и
Антипа, сын
Ирода Великого, правитель Галилеи, которая досталась ему от отца и откуда был родом Иисус, поэтому там от проводил большую часть своих проповедей. На основании вопросов, которые задавали Иисусу, можно предположить, что судьи боялись не столько беспорядков, сколько самого Мессию:
- Это правда, что ты сын Божий?
- Если я скажу вам, вы всё равно не поверите, но это правда: сын человеческий обладает силой Божьей.
- Он богохульствует! Здесь достаточно свидетелей! Он достоин смерти!
После этого Иисуса привели к Пилату в преторию Иерусалима, куда прокуратор приезжал по особым случаям, чтобы лучше контролировать беспорядки. Претория располагалась в крепости Антония, откуда хорошо было видно городскую площадь. Очевидно, внутренний двор крепости и был местом допроса преступников.
Видя, что жители Иерусалима настроены воинственно против Иисуса, Пилат, чтобы снять с себя ответственность за его смерть, предложил толпе выбрать, кого из двух преступников помиловать в честь праздника Пасхи. В свою очередь, еврейские священники, воспользовавшись случаем избавиться от смутьяна, стали воодушевлять народ выбрать Варавву, что толпа и сделала.
Однако эта амнистия ни в одном римском документе исторически никогда не была зарегистрирована. Более того, историки того времени, зная, что Понтий Пилат известен своей жестокостью, сомневались в его готовности освободить такого опасного мятежника, как Варавва.
Всё ещё терзаемый сомнениями, Пилат решил заручиться поддержкой Антипы, проживающего в Тивериаде, своей столице, но
на Пасху приехавшего в
Иерусалим и расположившегося в резиденции дворца
Хасмонеев, к западу от Храма, в центре города. Но Антипа отнесся к происходящему с малой серьёзностью, заинтересованный больше способностью Иисуса творить чудеса, чем заключением о его виновности. Но арестованный не совершил никакого чуда, и разочарованный Антипа потерял к нему интерес.
Однако, его стража стала издеваться над Иисусом и оскорблять его, с насмешкой облачив заключенного в «царскую мантию» и отправив обратно к Пилату. Столкнувшись с требованием толпы, вероятно, состоящей из сторонников Вараввы, готовым перерасти в бунт, прокуратор согласился на распятие Иисуса. Между тем Синедрион, хоть и жаждущий смерти Мессии, искал свидетельства против него, но не нашёл.