В начале первого тысячелетия непопулярные губернаторы Римской империи оставались на своих постах максимум два-три года. Марк Амбибул, как и его предшественник Копоний, руководил Иудеей всего три года. Хоть он тоже не добился большого успеха, но получил титул прокуратора, что означало действовать по поручению императора.
Протестных движений евреев хватило и на его долю, поэтому он их благополучно подавлял. В 12 году Амбибул был заменён Аннием Руфом, который тоже оставался на своём посту лишь до 15 года, а после него римским прокуратором Иудеи стал Валерий Грат.
Грат и Каиафа
В Назарете старый Иосиф, хоть и отличавшийся прекрасным здоровьем, был предупреждён ангелом о скорой смерти. Он отправился в Храм Иерусалима, а когда вернулся, сильно заболел. Он работал до последнего дня, но когда слёг, утешением его обеспокоенной душе и измученному телу мог стать только его сын
Иисус.
На момент смерти Иосифу было 111 лет. Иисус немедленно отогнал все видения смерти и загробной жизни от своего почившего отца, его душу забрал архангел и доставил на Небо. В присутствии всего Назарета с большими почестями похоронили тело Иосифа. Где находится могила святого, не знает никто даже сегодня.
***
К тому времени умер
Октавиан Август, и римским императором стал
Тиберий, который в 15 году лично назначил на должность прокуратора Иудеи Валерия Грата. Иудея и Самария находились под опекой
Римской империи уже девять лет, но еврейские движения протеста всё ещё продолжались, и задача иудейских прокураторов была нелегкой. Грат был первым, кто находился на этой должности в течение более длительного периода, чем его предшественники, так как Тиберий продлевал срок его полномочий. Он считал, что на коротких сроках чиновники воруют с большей жадностью, а оставаясь у власти долгое время, они менее склонны к воровству.
Сменив Анния Руфа, Грат уже на ранних этапах своего правления стал вносить изменения в назначения первосвященников в Иерусалимский храм, учреждая их всего на один год, что очень оскорбляло народные настроения.
Первосвященник для евреев был высшим духовным авторитетом, установленным Богом, который должен выполнять свои обязанности пожизненно, слову которого не могла противоречить другая власть.
Он был подобен понтифику в Римско-католической церкви. Первосвященство передавалось по наследству от отца к сыну или к старшему брату. Первой, кто назначил первосвященником своего сына Иоанна Гиркана II, была Саломея Александра, жена Александра Янная.
Грат сразу же сверг первосвященника Анну I, который был саддукееем и оставался на этом посту в течение девяти лет. Затем он каждый год назначал нового, пока, наконец, в 18 году первосвященником не стал Каиафа, который был женат на дочери Анны. В то время Каиафа не было еврейским именем, а по-арамейски оно означало «прорицатель».
Возможно, Каиафа задержался на должности первосвященника, потому что сотрудничал с римским военным правительством, и частые назначения были необходимы, чтобы найти такого кандидата, являющегося представителем императора. Его тесть Анна, однако, оставался влиятельным в Синедрионе ещё многие годы.
Во время своего правления Валерий Грат ликвидировал две крупные группы зелотов, действовавшие по всей Иудее. Их предводителя,
Симона, который раньше был рабом
Ирода Великого, прокуратор казнил лично. Он также помог
Квинтилию Вару, тогдашнему проконсулу, подавить новое еврейское восстание, а с 19 по 20 год Грат также правил Сирией.
В 26 году его мандат закончился, и он вернулся в Рим. На его место назначили прокуратором Иудеи Понтия Пилата, но назначен он был не императором, а Сеяном, римским префектом, который добился от Тиберия более высокого ранга власти над провинцией Иудея, чтобы самому выбирать проконсулов, губернаторов и прокураторов. С назначением Пилата возмущённые чувства населения не утихли, а скорей наоборот, потому что Сеян был известен как свирепый антисемит и гонитель евреев.
Иоанн Креститель
Хоть Иисус и не получил какого-либо особенного образования, что не было необычным для молодых людей того времени, но он посещал школу чтения Торы при синагоге, умел читать и писать на иврите, свободно говорил на семитском и арамейском языках, как и все евреи. Когда ему было уже за двадцать, его родственник Иоанн, сын Елизаветы, двоюродной сестры его матери Марии, тот самый, родившийся чудесным образом у бесплодной женщины, стал священником и окрестил Иисуса в водах реки Иордан.
Именно после этого Иисус начал своё проповедническое служение. Он не был женат, и осознанный выбор им безбрачия очень контрастировал с еврейскими обычаями того времени, где брак и рождаемость всегда приветствовались.
Отцом Иоанна был Захария, священник Иерусалимского храма. После служения он находился перед жертвенником Господним, когда ему явился ангел Гавриил и сообщил, что должен родиться праведный человек, который объединит израильтян вокруг их Бога и Двенадцать колен вокруг Израиля, возвратив детей Его к Давидовой мудрости патриархов.
Захария был стар, как и его жена Елизавета, но детей у них не было. К его удивлению, его жена забеременела, и у них родился сын Иоанн, тоже ставший священником. После смерти родителей он ушёл жить в пустыню, питаясь диким мёдом и ведя жизнь покаяния и молитв. Иоанн и Иисус были знакомы с детства, и Иоанн всегда признавал в Иисусе Мессию. Настал момент, когда Иисус попросил Иоанна окрестить его в водах Иордана, и во время церемонии священник сказал:
- Агнец Божий, берущий грех мира на Себя!
- Это сын Мой возлюбленный! - раздался тут голос с неба.
Тогда Иоанн Креститель объявил всему народу о божественном происхождении Иисуса. После крещения Иисус на сорок дней удалился в Иудейскую пустыню, где усердно молился и постился, а по возвращении узнал, что Иоанн был арестован за свои проповеди по приказу Антипы, правителя Галилеи и сына Ирода Великого, и заключён в тюрьму Махаеруса в Иордании.
Находясь в заключении, Иоанн, хоть и убеждённый в пророческой харизме Иисуса, не был до конца уверен в том, что он Мессия. Тогда он послал к Иисусу своих самых доверенных учеников, чтобы спросить, следует ли ждать другого Мессию, на что Иисус ответил: «Пойдите и скажите Иоанну то, что видите: бедные получают благие вести, мёртвые воскресают, прокажённые исцеляются, глухие начинают слышать, хромые ходить, а слепые видеть».
Через некоторое время Иоанн Креститель был казнён обезглавливанием за то, что публично осудил Антипу, жившего с вдовой его брата Филиппа, Иродиадой. После его казни образовалось движение, отождествлявшее его с Мессией, которое стало соперником зарождающегося христианства. Узнав о казни Крестителя, Иисус вернулся в Галилею, но переселился из Назарета в Капернаум, где раньше он часто работал с отцом. Он часто повторял: «Из всех, рождённых женщиной, нет более величайшего пророка, чем Иоанн Креститель».
Тем не менее, возможно, именно с этого момента иудаизм и христианство пошли разными путями. Иоанн Креститель не последовал за Иисусом, так как был арестован и обезглавлен, но не потерпел неудачу в своей миссии. Группа его учеников, принадлежавших к Синедриону, продолжали ходить в Храм, молились и присутствовали на обрядах, как и другие евреи. Не отвергается, что Креститель был одним из величайших сторонников Иисуса до своей смерти.
После казни Иоанна, прежде чем начать свои проповеди, Иисус предложил некоторым из учеников Крестителя следовать за ним. К нему присоединились двенадцать человек, которые в последующие годы стали самыми близкими и верными его последователями. Первое, что он сделал, было так называемое очищение Иерусалимского храма, главным событием которого стало изгнание с площади перед святилищем торговцев и менял. На тот момент Иисусу было тридцать лет.
Начало служения Отцу
Места, по которым странствовал Иисус во время своих проповедей, были сосредоточены, в основном, в Галилее (сегодняшней северной Палестине) и Иудее (южной Палестине). На пасхальные праздники, как каждый благочестивый иудей, Иисус посещал
Иерусалим, чтобы провести
Пасху в святом городе.
То, что он был Мессия, Иисус пытался скрыть, чтобы толпа не слишком торжествовала при его появлении. Он начал свои рассказы о Царстве Господнем, представив его как состояние личности, нравственной и духовной реальности, которая характеризуется образом жизни, основанном на любви к Богу и ближнему. Если люди признают господство Отца их, в их жизни устанавливается это новое состояние.
Иисус сосредотачивал многие свои проповеди на провозглашении образа жизни, связанного с Царством, что очень отличалось от раввинских учений того времени. Он широко использовал аллегорические примеры, притчи, взятые из жизни и повседневных ситуаций, с целью проиллюстрировать моральные концепции.
В основном, Иисус направлял свои проповеди на иудеев, но совершал и некоторые поездки в города, населённые язычниками. Он обращался к презираемым в еврейском обществе социальным категориям, таким как блудницы, грешники, бродяги или иудеи на службе у римлян, чем вызывал негодование религиозных авторитетов. Поэтому его проповеди имели ограниченный успех, достигнутый лишь в самых низших слоях общества.
За свою недолгую жизнь Иисус из Назарета совершил двадцать четыре чуда.
Из них было четырнадцать исцелений, в том числе избавление от лихорадки тёщи своего апостола Петра; пять случаев экзорцизма, в том числе изгнание нечистого духа в синагоге Капернаума; три воскресения из мёртвых; два подчинения своей власти силы природы, а именно, повелел буре утихнуть и ходил по воде; наконец, три необычайных действия: умножение хлебов, чудесный улов рыбы и преобразование воды в вино на свадьбе.
Ходило много слухов об этих чудесах, находились даже такие, кто обвинял Иисуса в заключении договора с Вельзевулом, который наделил его этими необычайными способностями. Он же не обращал внимания и продолжал использовать во благо свои благочестивые намерения. Более того, большинство христианских учёных даже сегодня верят, что Иисус этими чудесными способностями обладал действительно.
Путешествуя со своими апостолами, Иисус часто молился. Во время одной из молитв они поднялись на гору, апостолы устали и их стало клонить в сон. Но вот вдруг они увидели, что лицо молившегося изменилось, одежда стала ослепительно белой, рядом с Иисусом появились пророки
Моисей и Илия, и они стали разговаривать. Их окутало облако, и апостолы услышали голос, доносящийся из этого облака: «
Слушайте сына Моего Возлюбленного».