В галилейском городе Назарете двое обручённых, Мария и Иосиф, собирались пожениться. В один из дней Марии явился ангел Гавриил, которого она очень испугалась, но ангел успокоил девушку, сообщив ей о скором зачатии ребенка.
Святая семья
Мария была очень поражена и напугана. Она спросила ангела: "Как такое возможно, ведь я ещё не познала мужчину?"
- Ты должна зачать от Святого Духа. У тебя родится сын, ты должна назвать его Иисусом.
- Но так не бывает! Как можно зачать без мужчины? Я ещё не замужем.
- Ты можешь проверить это, - ответил ангел. - У тебя есть родственница, твоя двоюродная сестра Елизавета. Она стара и бесплодна, то тем не менее, милостью Божией, она беременна на шестом месяце.
Когда ангел исчез, а Мария оправилась немного от испуга, она собралась и пошла к Елизавете, которая жила недалеко от Иерусалима, в 120 км от Назарета. Она действительно была беременна, а через три месяца Елизавета родила сына Иоанна.
Когда Мария вернулась в Назарет, она уже ждала ребёнка и была на третьем месяце, сообщив об этом Иосифу. Тот, зная, что они ещё не имели плотского союза, хотел было отречься от неё, но во сне ему явился ангел и сообщил, что Мария зачала от Святого Духа. Ангел сказал: "Иосиф, не бойся взять Марию, жизнь, которая зарождается в ней, исходит от Святого Духа. Сына, которого она родит, назови Иисусом, он спасёт народ от грехов".
Иосиф согласился признать ребёнка своим законным сыном и жениться на Марии. По преданию, он уже был женат раньше, но жена его умерла, оставив ему шестерых детей: четырёх сыновей - Иуду, Иосифа, Иакова и Симеона, и двух дочерей - Лисию и Лидию. Марии было всего 12 лет, когда она обручилась с Иосифом, её отдали под опеку уже пожилого человека, чтобы в дальнейшем она не имела супружеских отношений. Он отличался крепким здоровьем, каждый день уходил на работу в своё строительное предприятие, оставляя Марию одну дома.
Через некоторое время всему иудейскому народу было передано сообщение от римского императора Октавиана Августа, что в ближайшем будущем он намерен провести перепись населения, и каждый иудей должен вернуться со своей семьёй в тот город, где он родился.
Иосиф был потомком
царя Давида и родился в Вифлееме, он имел профессию плотника и каменщика, но не просто занимался строительством, а торговал своими изделиями.
Некоторые историки предполагают, что у Иосифа была не просто ремесленная мастерская, а серьёзная, как это только могло быть в те древние времена, предпринимательская деятельность, связанная со строительством.
Возможно, это дело досталось ему по наследству, поэтому он должен бы быть выходцем не из бедной семьи. Иосиф покинул Назарет и с беременной Марией отправился в город своих предков с идущим туда караваном. Мария была дочерью женщины по имени Анна, а отца её звали Иоаким, и он тоже был небеден.
В Вифлееме, который был в то время по современным понятиям чуть больше деревни, хоть и являлся достаточно важным палестинским городом, Мария почувствовала, что пришла пора рожать, они остановились в хлеву с животными, и Иосиф отправился на поиски повивальной бабки. Он нашёл двух женщин, которые согласились ему помочь, сказал, где они находятся, и поспешил обратно к Марии.
Женщина родила мальчика, которого назвала Иисус, как ей велел Гавриил. Когда ребёнок появился на свет, Иосиф почувствовал, что время как бы остановилось. Повивальные бабки пришли позже, осмотрели Марию, и то, что они обнаружили, повергло всех в трепет: Мария даже после родов оставалась девственницей!
Вокруг это место было окружено светящимся облаком, видным издалека. Мария завернула сына в пелёнки и положила в ясли. В это время пастухам, которые пасли неподалёку стадо, явился ангел и поведал им, что родился Мессия, они увидели светящееся облако и пришли поклониться новорожденному. На восьмой день Иисуса обрезали, а на сороковой отнесли в Храм, где пророки Симеон и Анна подтвердили, что перед ними Мессия.
Весть о рождении сына Божьего быстро распространилась по Иудее. Хоть Иисус и родился в Вифлееме, но его мать была родом из Назарета. В Галилее жило много евреев, но также и множество народов других языческих религий. Это стало одной из причин, по которой далеко не все иудеи, особенно
в Иерусалиме, признавали Иисуса Мессией, хоть Иосиф и принадлежал к одному из еврейских колен, а Иисус стал последним из династии Давида.
Как бы то ни было, информация о рождении Иисуса передавалась из уст в уста, многие люди узнавали об этом от третьих лиц, а не от непосредственных свидетелей. В древнем мире не существовала официальных реестров и архивов, историчность многих событий оставалась неясной на протяжении веков и тысячелетий.
Оказывается, точных фактов не так уж и много: родителей Иисуса звали Иосиф и Мария, он родился в Палестине во времена правления иудейского
царя Ирода и римского императора Октавиана Августа, то есть примерно в 7 году до нашей эры. Однако, о рождении мальчика стало известно и за пределами Иудеи.
С Востока к царю Ироду прибыли волхвы, которых он направил в Вифлеем, пока Иосиф с Марией находились ещё там. Волхвов было трое, их звали Мельхиор, Валтасар и Гаспар, они принесли новорождённому мальчику дары:
золото, ладан и мирру. Ангел предупредил волхвов, что Ирод намерен убить мальчика, и они вернулись в свою страну, ничего не сообщив царю Иудеи.
В Назарете ангел явился и Иосифу во сне и сообщил, что Ирод ищет его сына, чтобы уничтожить Мессию, и ему следует бежать в Египет. Как только Иосиф увёз свою семью, Ирод устроил в Вифлееме убийство младенцев. В Египте, когда Иисусу было чуть больше двух лет, он чудесным образом исцелил одного из сыновей Иосифа, которого укусила ядовитая змея.
Когда он шагал по земле, пальмы склонялись перед ним и звери пустыни поклонялись ему. Семья вернулась из Египта только после смерти иудейского царя, но так как на престол взошел его сын Архелай, который был ничуть не лучше отца, ангел велел Иосифу не возвращаться в Вифлеем, а отвезти Марию и Иисуса в Назарет. Маленькому Мессии было три с половиной года.
Историчность Мессии
Хоть информация о рождении и детстве Иисуса во многих источниках не совсем точная, но некоторые подробности указывают на действительность событий, например, перепись населения или обрезание Иисуса на восьмой день, как и положено у евреев. Это представляет авторитет Иисуса также, как
пророк Моисей и его учение имело авторитет у древних израильтян.
Что касается «Вифлеемской звезды», которую видели волхвы как возвещающую о рождении Мессии, чтобы объяснить этот феномен, человечеству пришлось ждать появления Кеплера и его открытия в начале 17 века, что в 7 году до нашей эры произошло соединение Юпитера и Сатурна, соответствующее примерно времени рождения Иисуса.
Во многих религиях считается, что в истории человечества должен наступить определённый момент, в который появится посланник от Бога с миссией изменить состояние общества. Если в христианстве Мессия уже явился, и его образ соответствует образу Иисуса, то еврейский Мессия в иудаизме ещё не пришел. Его целью будет являться объединить народ Израиля и управлять им, приведя его к эре всеобщего и глобального мира. Причем предполагается, что он имеет исключительно человеческую природу, а не божественную.
Термин «Мессия» происходит от арамейского и еврейского со значением «помазанник».
Помазание, по Библии, представляло собой обряд назначения царя по божественному указанию, данному Господом пророку, при этом предполагалось, что назначенному лицу Духом Божьим будет оказана помощь в правлении его народом. Для помазания в древние времена использовалась смесь оливкового масла, мирры, кассии, корицы и ароматического тростника, символизирующая божественное удовольствие. Обряд помазания царя проводился только в случае смены династии, чтобы подтвердить божественное удовлетворение выбором избранника.
Таким образом, понятие Мессии в древней культуре Ближнего Востока было тесно связано с понятием «царства». Посвящение царя Израиля требовало литургических обрядов помазания оливковым маслом, поэтому царь Израиля был помазанником Яхве, еврейского национального Бога, но не только избранный им, но и сын Божий, обязанный исполнять волю отца.
Обещание, данное Богом потомкам Давида, что один из них всегда будет оставаться на престоле Иудеи, придавал царскому помазанию династический характер. Пришествие Мессии должно восстановить монархию потомков Давида, что является конечной целью еврейского народа, причём еврейский Мессия будет человеческим лидером, физически происходящим из рода царя Давида и способный восстановить политическую автономию евреев.
В то время как
фарисеи считали необходимым всячески благоприятствовать пришествию Мессии, саддукеи, старейшая фракция, состоящая из жреческой аристократии, были открыты для включения еврейской нации в
Римскую империю, хоть и политеистическую и языческую, но обладающую военным, культурным и организационным превосходством. Они считали невозможным, чтобы Мессия мог бы восстановить независимость Израиля. Но в иудаизме было много и таких, кто верил, что Мессия будет своего рода пророком, а не действующим лицом на политической сцене.
Назарет
У евреев того времени был обычай начинать религиозное обучение своих детей с пяти лет, а также обучать их ремеслу отца, поэтому Иисус в юности тоже занимался плотничьим ремеслом вместе с Иосифом. В то время в Израиле дерево использовалось не только для изготовления различных предметов мебели или плугов, но и для строительства домов или любых других построек. Помимо деревянных окон, в израильских домах были установлены террасные крыши, соединенные друг с другом балками и покрытые глиной и утрамбованной землёй.
Иосиф занимался своей деятельностью в Назарете, где они жили всей семьёй. Иногда он работал в Капернауме в течение определённого периода времени вместе с Иисусом, а также в Ципори, который был важным городом, находящимся в нескольких километрах от Назарета.
До рождения Иисуса Назарет не упоминается ни в одном историческом источнике, что подчёркивает его второстепенную роль в древней Иудее и Галилее.
Фактически, это была небольшая деревня, где жило около ста человек. Археологические раскопки обнаружили на этом месте явно сельскохозяйственную деревню с многочисленными пещерами, зернохранилищами, цистернами для воды и масла, жерновами и прессами для оливок и винограда. Установлено, что Назарет был заселён за столетия до рождения Иисуса, а во время раскопок в районе нынешнего Назарета был обнаружен частный дом времён Святой семьи.