Став царём Иудеи,
Ирод столкнулся с различными трудностями. Фарисеи с самого начала были против монарха сомнительного происхождения и сразу попытались поднять восстание. Но как союзник римлян, Ирод всегда имел поддержку с их стороны, поэтому подавление всех восстаний против него оказывалось кровавым. Та же участь постигала и недовольных аристократов: их приговаривали к смертной казни и конфисковывали имущество, которое переходило в казну Ирода.
Ненависть Клеопатры
Последние Хасмонеи, члены семьи Мариамны, тоже стали большой проблемой для Ирода. В 36 году до нашей эры, победив Антигона, он пригласил Гиркана, деда Мариамны, вернуться в Иерусалим, предоставил ему лучшее место за своим столом и назначил его председателем государственного совета. Храм Иерусалима остался без первосвященника, так как Гиркан был изувечен, и царь хотел избрать на эту должность достойного потомка Аарона. Но Александра желала видеть первосвященником своего сына Аристобула, брата Мариамны. Помирившись со своей семьей и не желая больше противоречить тёще, Ирод согласился, хоть Аристобулу и было всего 16 лет. Он написал письмо Клеопатре и попросил её убедить Марка Антония разрешить ему назначить Аристобула первосвященником.
Фото: smithsonianmag.com
Возлюбленная Марка Антония, Клеопатра, имела на него большое влияние во всех его действиях, хоть он с самого начала и был покровителем Ирода. Клеопатра решила расширить своё царство и попросила у Марка Антония подарить ей территории Аравии, Финикии и Иерихона, который был самой плодородной иудейской землёй. Клеопатра несколько раз посещала Иудею и прекрасно это знала, а царь Иудеи с трудом скрывал ненависть к ней, понимая всю опасность потерять свои владения, а то чего хуже, и трон. Поэтому Ирод спрятал большие запасы оружия в своей крепости Масаде, чтобы на крайний случай укрыться там. Это могло было пригодиться и для того, если вдруг еврейский народ восстанет, захотев свергнуть его, чтобы восстановить прежнюю династию.
Ирод был рад видеть союзника в Марке, поэтому когда разразился конфликт между ним и
Октавианом Августом, он встал на сторону Марка Антония. Клеопатра же, преследуя свои цели, убедила возлюбленного послать Ирода против царя набатеев,
Малха I, который тоже находился в постоянных контактах с Римской республикой. Во время гражданской войны в Александри в 48 году до нашей эры он поддерживал
Юлия Цезаря, а после того, как он встал на сторону парфян в 39 году до нашей эры, Малх был вынужден уступить некоторые территории Клеопатре, которые подарил ей Марк Антоний. Во время гражданской войны в Римской республике царь набатеев встал на сторону Марка, как и Ирод, но фактически он вёл войну против Иудеи в 32 году до нашей эры.
Клеопатра хотела ослабить силу Ирода, послав его воевать против Малха, помогая набатейцам. Эта война для Иудеи усугубилась также ужасным землетрясением, почти уничтожившим население его царства. Но стратегические навыки Ирода всё же позволили ему победить Малха, вызвав гнев Клеопатры. Раздосадованный поражением Малх выместил свою злобу на египетской царице, спалив её флот на Красном море, чтобы помешать ей сбежать.
И кнутом, и пряником
2 сентября 31 года до нашей эры первый римский император Октавиан Август столкнулся с Марком Антонием в знаменитой решающей морской битве при Акциуме, которая закончилась победой Октавиана Августа и положила конец гражданской войне между ними. Так как Ирод был союзником Марка Антония, который был убит, он был уверен, что его власти пришёл конец. Некоторые сторонники побеждённого устроили восстание, поэтому Ирод вызвался подавить его, чтобы хоть как-то возвыситься в глазах римского императора, а спустя год отправился к нему на аудиенцию. Всеми правдами и неправдами ему удалось завоевать доверие Октавиана Августа, и тот оставил его во главе Иудейского царства, более того, вернул ему территории, которыми завладела Клеопатра, такие как Газа, Самария и Гадара, один из городов Декаполиса.
Фото: biblicalarchaeology.org
Гадара, имеющая семитское происхождение своего имени, означает «граница». В 218 году до нашей эры она была завоевана Антиохом III Великим во время его вторжения в Палестину, который переименовал его в Антиохию. Александр Яннай осадил город на десять месяцев и подчинил его. В 63 году до нашей эры Помпей восстановил автономию Гадары после еврейского господства, предоставив ему свободную конституцию и организовав здесь римский совет для управления евреями. Наконец, Октавиан Август передал город Ироду Великому. К удивлению последнего император никогда не прислушивался к слухам о деспотическом правлении царя иудеев.
После того, как Октавиан Август завоевал Египет, оттуда вернулся друг Ирода, Николай Дамасский. Но, обретя друга, царь потерял верного человека в государственном совете. Он обвинил Гиркана в связи с предводителем набатеев и казнил его за измену. Но на этом проблемы не закончились. Пока Ирод был на аудиенции у императора, разгорелись давние страсти при дворе Иудеи между его женой и другими женщинами. Сестра Ирода, Саломея, всегда ненавидящая Мариамну, решила оклеветать её. Когда царь вернулся, она сказала, что жена задумала отравить его, подсыпав яд в вино. Ирод, чтобы снять обвинения с любимой жены, но заподозрив неладное, приказал казнить виночерпия.
Но сестра не унималась. Она убедила-таки царя, что Мариамна не может ему простить того, что он приказал убить её, если не вернётся из Рима. Ирод был так ошеломлён, что поверил Саломее и в 29 году до нашей эры Мариамна была казнена. Многие месяцы государь оплакивал любимую, слуги утверждали, что он часто звал её по ночам во сне. Мать Мариамны, Александра, решила воспользоваться депрессией Ирода, чтобы погубить его, но тот, разгадав её предательство, приказал казнить и её.
Период мира
С 24 года до нашей эры в правлении Ирода наступило кратковременное затишье. Он занялся строительством дворцов, крепостей и храмов, называя их в честь членов семьи, приказал перестроить целый город Стратон, переименовав его в Кесарию, которая вскоре стала крупным портом, а Самарию он назвал Севастией. Ирод построил в Иерусалиме крепость Хасмонеев, амфитеатр и ипподром, что позволило привлечь в столицу много иностранцев. Заниматься архитектурной деятельностью государю помогали как видные деятели культуры, так и друзья, в том числе, Николай Дамасский, живший в его дворце и дававший ему уроки философии и истории. Ирод строил храмы не только в Иудее, но и в Афинах. В его заслуги входит и много предложений по проведению
Олимпийских игр.
Фото: newworldencyclopedia.org
Несмотря на свое безразличие к еврейской религии, Ирод построил в Иерусалиме третий Храм, скорей, для удовлетворения своей мании величия, но возможно, и для завоевания признания своих подданных. Второй Храм был очень большим, но не достаточно красивым, по мнению Ирода. Он начал строительство в 20 году до нашей эры, привлёк около 10 000 рабочих и 1000 священников, чтобы они украсили недоступные для мирян части храма, для чего они были специально обучены искусству работы с камнем. Храм строился по частям: как только сносилась одна часть, она немедленно реконструировалась, поэтому богослужение в Храме не прерывалось. Строительство заняло почти десять лет, Храм был значительно расширен, в нём было добавлено святилище для язычников, чтобы его могли посещать не только иудеи.
Не известно, смог ли Ирод унять боль от потери жены, но спустя несколько лет после её смерти, он женился снова на женщине по имени Мариамна, дочери священника. Одного из своих сыновей Ирод назвал Фазаэлем в честь погибшего брата и основал к северо-востоку от Иерихона город Фасалис, названный по его имени, а в Иерусалиме посвятил брату одну из башен своего дворца.
Двух других сыновей, Александра и Аристобула, он отправил в Рим на учёбу и под покровительство самого императора Октавиана Августа, который очень привязался к юношам. Император ценил и их отца, так хорошо способного управлять одной из римских провинций, постоянно одаривая его новыми территориями, всё больше расширяющими его царство. Ирод же в каждом пожалованном ему городе выстраивал языческие, по еврейским понятиям, храмы в честь Октавиана Августа. В 17 году до нашей эры он сам приехал в Рим, чтобы забрать и привезти домой закончивших образование сыновей.
Но «золотой период» Ирода закончился, когда в 15 году до нашей эры он издал закон, что за все преступления и грабежи в Иудее виновные будут наказаны продажей в рабство. Это вызывало сильные протесты среди населения и ненависть народа к Ироду, потому что один из еврейских законов гласит: «Сыны Израилевы да не будут никогда проданы в рабство!».