После Гофолии, жены Иорама, Саломея Александра в 76 году до нашей эры стала второй царицей Иудеи и последней правительницей независимого еврейского царства. Саломея, как и обещала мужу, была действительно хорошо расположена к фарисеям, во время её правления чрезвычайно выросло их политическое влияние в еврейском совете, где они быстро стали доминировать.
Саломея и восстановление Синедриона
Когда Александр Яннай погиб на поле боя перед осаждённой крепостью, его смерть скрыли от народа и солдат, чтобы не деморализовать их дух до взятия города и продолжить осаду с той же энергией. После новости о гибели царя внутренние разногласия в царстве разгорелись с невиданной силой, но Саломее удалось заглушить их на определённый период мирным путём.
Политическим отношениям государства это не нанесло видимого ущерба, тем более что фарисеям была предоставлена поддержка Хасмонейской монархии. После периода страданий и гонений при Яннае постепенно они стали правящим классом Иудеи. Был восстановлен Синедрион, и Иоанн Гиркан II, сын Саломеи, стал новым Первосвященником.
Синедрион Иерусалима или Великое собрание, состоящее традиционно из 71 члена, был органом, который отвечал за управление правосудием и издание законов, где было обязательным мнение большинства.
Мнения обсуждались голосованием, но и мнения меньшинства не запрещались и не отбрасывались. По библейской легенде, Синедрион основал Моисей. При первых царях Иудеи и Израиля не было настоящего Синедриона, у городских ворот лишь проводились суды, на которых решались насущные вопросы населения. Их в основном проводили старейшины и священники, но были и гражданские судьи. При суде люди выстраивались полукругом, чтобы каждый из них мог наблюдать друг за другом, начинались дискуссии и принимались решения. Позже суды стали проводиться священниками в Иерусалимском храме. Синедрион имел право приговаривать виновных к забиванию камнями.
В Иерусалимском храме было три казначея и семь хранителей, через которых Синедрион управлял торговлей и финансами как Храма, так и всего Иерусалима, а в остальных небольших святилищах собирались советы из 7 старейшин, которые не были богатыми священниками, а жили за счёт занятий ремеслом или подаяний. Суды собирались в синагоге, которая была как местом изучения Закона, так и судом или мэрией. Главой всех священников Иерусалима был первосвященник, а над деревенскими священниками главным был раввин, который являлся также доктором права и учителем. Раввином священник мог стать примерно в 40 лет.
Категорически запрещалось осуществлять любую деятельность в праздничные дни, включая судебные процессы, приговоры и их исполнение. Синедрион лишь обеспечивал соблюдение законов, а не формулировал их. Чтобы не поддаваться коррупции, еврейские магистраты обязательно должны были быть богатыми.
Синедриону Иерусалима было поручено также управление календарём, который основывался на наблюдении фаз луны. Когда ответственные за наблюдения обнаруживали на небе новую луну, они должны были как можно скорее уведомить об этом Синедрион, который, получив два совпадающих свидетельства и проверив их, объявлял начало нового месяца.
Синедрион созывался только по серьёзным причинам. Первосвященник имел такую власть, что в качестве верховного магистрата превосходил царя. В орган правосудия Синедриона входила также храмовая стража, которая следила за общественным порядком в Иерусалиме. Смертный приговор выносился в крайнем случае и только Синедрионом.
Талмуд утверждает, что сейчас смертная казнь отменена только потому, что Синедриона уже не существует. Но даже и раньше смертью наказывали настолько редко, что Синедрион считался слишком суровым, если казнили раз в 70 лет. Смертная казнь считалась не средством лишения жизни, а скорей подчеркиванием её ценности.
Сыновья Саломеи
Саломея Александра очень заботилась о том, чтобы укрепить крепости на границах и активизировать армию, что могло бы произвести впечатление и повысить авторитет Иудеи перед соседними государствами. Она приказала своему второму сыну
Аристобулу II завоевать Дамаск, столицу Сирии, но эта военная кампания закончилась неудачно. Ещё в 9 веке до нашей эры Дамаск играл большую роль в расширении царств Израиля и Иуды. В последующие века он был завоёван ассирийцами, вавилонским царём
Навуходоносором II и персидским царём
Киром II. Войска
Александра Македонского в 332 году но нашей эры завоевали Дамаск, а после смерти
Александра Селевкиды и
Птолемеи долго боролись за власть над его территориями.
К концу правления Саломее пришлось пережить внутрисемейные столкновения: даже её сын Аристобул II восстал против неё, стремясь к трону. Но она умерла после девяти лет царствования, в 67 году до нашей эры, так и не успев договориться с младшим сыном. После смерти Саломеи трон Иудеи занял её старший сын Гиркан II, искавший поддержки у фарисеев, в то время как Аристобул - у саддукеев. Естественно, всё это закончилось гражданской войной, а Иудея стала очагом интриг. При поддержке саддукеев Аристобул заявил свои права на трон, восстав против брата всего через три месяца после его восхождения на трон.
Гиркан встретился с братом на поле боя под палестинским городом Иерихоном, который в древности был захвачен Иисусом Навином, а впоследствии был включён в состав Израильского и Иудейского царств. Аристобул добился победы, переманив на свою сторону многих воинов армии Гиркана, состоявшей из наёмников. Гиркан вынужден был сдаться, укрывшись в Иерусалиме, после захвата Храма Аристобулом. Братья заключили мир, и Гиркан согласился отказаться от первосвященства и престола.
Впечатлительного и слабого Гиркана мечтал вернуть к власти его советник Антипатр, идумеянин, с целью самому контролировать Иудею, поэтому он внушил Гиркану, что Аристобул хочет его смерти. Антипатр был стратегом Идумеи, провинции, расположенной к югу от Иудеи, которую Иоанн Гиркан I обратил в иудаизм. Антипатр занимал эту должность ещё во время правления Александра Янная и Саломеи и поддерживал тесные отношения как с Хасмонеями, так и с Римом. При Гиркане II он стал министром, а позже, с благосклонностью Юлия Цезаря был назначен администратором Иудеи.
Гиркан II, при поддержке Антипатра и опасаясь за свою жизнь, вступил в союз с царем набатеев, древнеарабских торговцев, Аретой III, который обещал ему некоторые арабские города, а Антипатр пообещал Арете вернуть набатейские города, завоеванные Хасмонеями. Арета III направился к Иерусалиму с войском в 50000 человек, в течение нескольких месяцев осаждая столицу Иудеи. Аристобул II обратился за помощью наместнику Сирии Марку Эмилию Скавру, которого поддерживали римляне.
Сначала набатейцы были союзниками Хасмонеев в борьбе против Селевкидов. Но как и отец Александра Янная, так и он сам насильно обращали набатейцев в иудаизм, подавляли местные восстания, оккупировали набатейские города и устанавливали непосильную дань, поэтому вскоре они стали соперниками евреев и причиной беспорядков, вынудивших римлян вторгнуться в Иудею. Но Арета III пообещал Антипатру поддержать Гиркана и осадил Иерусалим.
Во время осады один еврейский раввин, Хони Хамеаггель, решил испросить у Бога благодати для своего народа. Хони был известен тем, что чертил магический круг, вставал в него, начиная молиться, и не покидал круг до тех пор, пока Бог не исполнял его просьбу. Он слыл очень благочестивым человеком, но люди Гиркана, ворвавшись в Иерусалим с армией Арета, казнили Хони Хамеаггеля, легенда о котором до сих пор упоминается в еврейской литературе как символ нежелания сдаваться и доброй воли в отношениях с Богом.
Осада Иерусалима римлянами
Пока ожесточённая война между двумя братьями за престолонаследие в Иудее продолжалась, Гней Помпей Магнус, римский полководец, подчинил себе Селевкидов, послав овладеть Сирией своего военачальника Марка Эмилия Скавра. Тем временем Аристобул, осаждённый союзником своего брата Гиркана, набатейским царем Аретой III, попросил через Скавра поддержки Помпея в обмен на большую дань. В 64 году до нашей эры Скавр победил Арету, но Аристобул, передумав платить, обвинил римлянина в вымогательстве.
Помпей, доверявший своему военачальнику, не поверил Аристобулу, взяв его в плен, занял Иерусалим, ворвался в Храм, повредив его, но не грабя, утвердив лишь римский контроль над иудейской землёй. В конечном итоге Помпей решил поддержать Гиркана, как более слабого из братьев, а следовательно, более надёжного союзника Римской Республики.
Власть в Иудее год спустя снова перешла к Гиркану, но политический контроль остался в руках римлян. Антипатр был назначен прокуратором Иудеи, представлявший в государстве римскую власть. В 62 году до нашей эры Помпей увёз пленного Аристобула в Рим, где тот был убит в 49 году до нашей эры.
Воспользовавшись завоеванием римлянами Селевкидов, еврейский народ наслаждался периодом относительного спокойствия. Государство расширило свои границы за пределы Иудеи, хоть и было ещё обеспокоено внутренними конфликтами между жрецами саддукеев, которые стремились объединить политическую и религиозную власти, и
фарисеями, бывшими против монархической власти.
Политическую власть Гиркану вернул Гай Юлий Цезарь 47 году до нашей эры, дав ему титул этнарха. Всё же Гиркан делегировал все свои решения Антипатру, как римскому прокуратору. После того, как в 43 году до нашей эры Антипатра отравили, в Иудее началась эпоха хаоса. В 40 году до нашей эры произошло вторжение парфян, иранской династии древней Персии, и сын Аристобула, Антигон Хасмоней, воспользовавшись их поддержкой, возглавил восстание против римлян, надеясь вернуть себе трон предков.
Парфянский полководец пригласил для переговоров Гиркана и двух сыновей Антипатра, Ирода и Фазаэля, в свой лагерь. Ирод предупредил Гиркана, что это может быть опасно, но царь не послушал его. И действительно, приглашение оказалось ловушкой, их взяли в плен и передали Антигону. Он отправил своего дядю Гиркана II, закованного в цепях, в Вавилон, а чтобы он не смог больше быть первосвященником, отрезал ему уши.
В Вавилоне, однако, он прожил четыре года в еврейской общине, где к нему относились с уважением, а его коварный племянник правил Иудеей с 40 по 37 годы до нашей эры под именем
Антигон II Маттафия Хасмоней, заставив Ирода и Фазаэля бежать из
Иерусалима.