В 161 году до нашей эры Иуда Маккавей тоже погиб в бою, как и его брат Елеазар. Иуду оплакивал весь народ, много дней люди причитали и скорбели, восклицая с горечью: «Пал наш герой, спасший нас!». Его преемником стал Ионафан Маккавей, младший брат Иуды, тоже священник, как и их отец. Ионафан продолжил борьбу за освобождение Иудеи и правил их маленьким государством до 143 года до нашей эры.
Война братьев Маккавеев против Селевкидов
На престоле Сирии в те годы друг за другом сменялись цари, ставшие противниками Иудеи. Деметрий I попытался подчинить евреев, восставших под предводительством братьев Маккавеев, посылая против них опытных полководцев. Один из них, по имени Вакхида, убил Иуду Маккавея, но так и не добился окончательного успеха. Тогда преемник Деметрия, Александр Бала, внебрачный сын Антиоха IV, вынужден был признать Ионафана Маккавея, дав ему титул первосвященника, чем завоевал благосклонность евреев.
Ионафан сразу же позаботился о том, чтобы заключить мирный договор с римлянами и начать реконструкцию стен Иерусалима. В 147 году до нашей эры Селевкиды восстановили автономию иудеев.
Симон Маккавей был третьим из братьев, взявших на себя командование восстанием после смерти Ионафана в 143 году до нашей эры. Симон был первым из иудеев, кто носил титул этнарха, то есть правителя, стоящего на ступени ниже царя. Он получил различные уступки и обещания от Антиоха VII, последователя Деметрия, даже добился права чеканить свои монеты, но позже Антиох VII изменил мнение и объявил Иудее войну.
Фото: detaly.co.il
Сначала судьба оказалась благосклонна к евреям. Антиох предложил Симону три альтернативы: послал своего легата в Палестину с требованием возвращения занятых евреями нескольких городов, занятых евреями, приказал создать сирийский гарнизон в верхней части Иерусалима и потребовал выплатить 1000 талантов серебра (один талант был эквивалентен 26 кг).
Симон отказался от всех трёх условий, тогда царь послал армию, чтобы подчинить евреев силой, но она потерпела поражение. Как и его брат Ионафан, Симон продолжил поддерживать союз с римлянами, но стал жертвой предательства одного из своих полководцев, губернатора Иерусалима
Птолемея Иерихонского. Он пригласил на пир Симона и двух его сыновей и вероломно убил всех троих в 134 году до нашей эры, пытаясь захватить власть в
Иерусалиме.
Единственный оставшийся в живых сын Симона, Иоанн Гиркан, сумел взять ситуацию под контроль, но Антиох VII добрался до Иерусалима и осадил его. Попытки защитников проникнуть в город оказались бесплодны, из-за нехватки продовольствия население умирало от голода. Лишь в Праздник кущей, который приходился на сентябрь-октябрь, Антиох предоставил недельную отсрочку осажденным жителям для празднования, даже предоставил людям драгоценные благовония и животных для жертвоприношений.
Иоанн решил попросить мира и начал переговоры с Антиохом, которому его министры советовали не церемониться с евреями, а лучше всех их истребить. Но в результате переговоров евреи сдали всё оружие, предложили царю военную поддержку в его будущих походах и согласились платить дань за имущество за пределами Иудеи. Они выдали заложников и выплатили 500 талантов серебра, которые удалось собрать Иоанну, лишь разграбив гробницу
царя Давида.
Антиох VII заключил мир с иудеями, так как не хотел враждовать с римлянами, находившимися в дружбе с евреями. Риму было не выгодно, чтобы Селевкиды ставили под угрозу их превосходство в странах Средиземноморья. Поэтому Антиох VII решил не затягивать войну ради подчинения евреев, а получить выплату дани. После мира с Селевкидами Иоанн Гиркан основал новую династию священников Хасмонеев, тем самым утвердив их как религиозную, так и политическую власть. Всё же Хасмонеев не считали принадлежащими к родословной Давида, хоть они и были героями сопротивления Селевкидам.
Легенды, окружающие Иоанна Гиркана
Иоанн Гиркан принял титулы своего отца: он стал первосвященником и этнархом, хоть некоторые евреи были против, поскольку Хасмонеи не происходили от Давида. Союз с Римской республикой дал свои результаты: в 132 году до нашей эры иудеи получили три города, которые римляне отобрали у Сирийского царства - Яффу, Газару и Пеги.
Согласно семитской легенде, Яффа был основан сыном Ноя, Иафетом, это был приморский город, считающийся старейшим портом в мире с трёхтысячелетней историей, знаменитый своими апельсинами.
Сейчас древняя часть города находится в юго-западной части Тель-Авива, в одном из его парков. В древние времена Яффа был городом, целиком расположенном на террасах. По легенде, его завоевал Тутмос III во время одного из своих военных походов в Палестину с помощью хитроумной уловки. Городской посол прибыл в лагерь фараона, а генерал Тутмоса, Геути, убил его, спрятал двести своих солдат в корзинах, в виде даров провёз из в город и завладел Яффой.
После прихода израильтян на Землю обетованную Яффа стала знаменитым портом, в который прибывали корабли с ливанским кедром для строительства
храма Соломона, а для восстановления второго Иерусалимского храма вокруг города был посажен лес с разрешения персидского
царя Кира. В Яффе жил пророк Иона, которого проглотила рыба. Яффа фигурирует и в греческих мифах: здесь на побережье Средиземного моря произошла встреча Персея с Андромедой, прикованной к скале. Во времена правления Иоанна Гиркана Яффа стала снова принадлежать иудеям.
Антиоху VII и его войскам был запрещён доступ в Иудею. К концу правления Иоанну пришлось столкнуться с разногласиями между саддукеями и фарисеями. В 130-х годах до нашей эры саддукеи составляли отдельную политическую фракцию и важное духовное течение при династии Хасмонеев.
Во фракцию набирались жрецы высших рангов из древних аристократических родов. Они считали, что их предком был легендарный
Садок, первосвященник
Соломона. Они были реалистами в политике, жили в духе просвещенного иудаизма и пытались найти компромисс с римской властью.
Религиозные и политические древнееврейские фракции
Саддукеи утверждали, что действительным следует считать только письменный Закон, то есть книги Торы, еврейской Библии, тогда как фарисеи принимали также и нормы, содержащиеся в устном Законе, то есть толкования Торы, которые передавались от предыдущих поколений устно. Саддукеи отрицали наказания в аду и бессмертие души, не принимали даже учения об ангелах, а
фарисеи верили в загробный суд.
Фарисейская фракция возникла из группы еврейских мудрецов и книжников. Фарисеи, как и другие еврейские секты, впервые возникли во времена Ионафана, преемника Иуды Маккавея, и действовали до второго разрушения Храма. Они считали, что все евреи должны даже вне Храма соблюдать законы чистоты.
Фото: dzen.ru
Фарисеи были одной из нескольких групп еврейского движения против селевкидского царя Антиоха IV. Более демократичные фарисеи получили признание и поддержку простых людей, в отличие от саддукеев, связанных с аристократией.
Фарисейский иудаизм историки считают прародителем раввинистического иудаизма, от которого образовались все традиционные формы сегодняшнего иудаизма.
Иоанн Гиркан дистанцировался от фарисеев, так как обиделся на оскорбление, нанесённое ему публично. Один фарисей сказал хасмонейскому этнарху, что он должен отказаться от своей роли первосвященника, так как он был зачат, когда его мать была в плену. Иоанн утверждал, что это ложные слухи, тем не менее его история, а также история его семьи, рассказана в Талмуде.
Еврейский Талмуд как важное учение
Один из священных текстов иудаизма, Талмуд, состоит из двух частей: Мишны, письменного сборника Торы, и Гемары, разъяснения Мишны. Обе части вместе составляют 63 трактата объёмом 6200 страниц, написанных на иврите и арамейском языке и содержащих мнения и учения тысяч раввинов на различные темы, включая еврейскую этику, обычаи, историю, традиции, философию и многие другие предметы.
Талмуд широко цитируется в раввинской литературе и является основой всех кодексов еврейского права. Например, приговоры еврейского суда раввины оформляли письменно, но в древности обсуждали и разъясняли библейские законы устно.
Талмуд представлен в двух формах: юридические предписания и рассказы об исторических и библейских эпизодах, народных героях и выдающихся личностях, а в целом он представляет собой настоящий сборник знаний того времени по астрономии, медицине, математике и многое другое. В каждую эпоху Талмуд применяли с учётом новых социальных, экономических и научных данных. Его традиции, живущие от времен
Моисея до наших дней, сначала устные, потом записанные, оставались предметом изучения и обсуждения в Вавилоне и на Земле Израиля.
После разрушения Иерусалимского Храма и депортации еврейского народа в Вавилон возникла необходимость понять, как сохранить еврейскую нацию в отсутствие святилища в стране изгнания. Это была забота толкователей устной и письменной Торы и основателей Великой синагоги. Так последние пророки, Аггей и Захария, обеспечили передачу устного предания.