Навуходоносор II, вавилонский правитель, известен как великим строителем дорог, храмов, каналов и Висячих садов, так и разрушением храма Соломона и депортацией почти всех евреев в плен в своё государство. В 601 году до нашей эры Навуходоносор сделал Иудейское царство своим вассальным государством, которым управлял царь Иоаким, а после этого напал на Египет.
Вавилонское изгнание
Во времена Навуходосора II депортация евреев Иудейского царства в Вавилон считалась так называемым вавилонским изгнанием. Некоторые учёные полагают, что во время изгнания вся Библия была отредактирована, так как изгнание стало такой большой травмой для евреев, что им было просто необходимо по-новому интерпретировать свою религию и идентичность, оставшуюся без храма, без земли и без правителя.
Депортация евреев происходила в два этапа. Первая произошла в 597 году до нашей эры во времена Иехонии после разгрома вавилонянами Иудейского царства. Иерусалимский храм был разрушен частично, а вывезены были некоторые избранные граждане среди наиболее важных. В 587 году до нашей эры, после восстания во времена правления Седекии, Иерусалим полностью сровняли с землёй, а с новой депортацией закончилось Иудейское царство.
Но в Вавилон была депортирована, в основном, экономическая, политическая и религиозная элита, а большая часть сельского населения осталось как на Севере, в Самарии, на месте бывшего Израильского царства, так и на Юге, который раньше был царством Иудейским. Среди тех, кто остался, культ Яхве продолжался даже в период отсутствия какого-либо управления.
Вавилонское изгнание закончилось завоеванием Вавилона персами 18 октября 538 года до нашей эры, когда персидский царь
Кир Великий издал указ об освобождении пленных евреев и реконструкции храма. Кир разрешил евреям вернуться в их страну, и этим разрешением воспользовались более сорока тысяч человек, хотя многие из них остались в Вавилоне как религиозная община.
Персы отличались от ассирийцев и вавилонян тем, что на завоёванных территориях разрешали местным правителям самим управлять своим населением. После того, как племена Израильского царства были депортированы ассирийцами, никто из них не вернулся, поэтому выжившие евреи после вавилонского изгнания были всем, что осталось от «детей Израиля».
Религиозный переворот после изгнания
Лишённые культа разрушенного Храма, депортированные евреи и их священники разработали новаторскую версию религии, более связанную с духовными и внутренними ценностями, чтобы позволить им пережить катастрофу и выйти из неё окрепшими. С этого момента иудаизм стали характеризовать очень важные новшества.
Все другие ханаанские божества были устранены, после изгнания религия, совершив окончательный триумф, стала непримиримо монотеистична: историей для евреев стало двигать единственное существующее божество, Яхве, до такой степени достойное великого культа, что даже персидский царь Кир стал для них посланником Его воли.
Вернувшиеся на родину иудеи стали «закрытым народом», которому запрещено было смешиваться с людьми нееврейского происхождения, они приняли арамейский язык в качестве разговорного, а иврит оставили для литературных произведений.
Был разработан новый культовый календарь и уничтожена пророческая литература, а на её месте появилась литература апокалиптическая. Евреи решили полностью сконцентрировать культ своего Бога в руках жрецов, которым подчинялся остальной персонал культа - левиты. Такая фигура, как царь, была исключена. Среди вернувшихся из изгнания иудеев был последний потомок
Давида,
Зоровавель, претендующий на роль правителя.
Зоровавель
Во время заключения в вавилонской тюрьме у Иехонии, предпоследнего Иудейского царя, племянника Седекии, родились семеро сыновей. Сын старшего из них, Шелтиэля, то есть внук Иехонии, Зоровавель, возглавил возвращение евреев в Иерусалим, а после стал претендовать на роль правителя Персидской Иудеи. Евреи не хотели нового царя, но им нужно было возрождать Храм, а для этого народ нуждался в руководителе.
В 535 году до нашей эры был заложен фундамент Второго Иерусалимского Храма, но лишь в начале сентября 520 года до нашей эры Зоровавель возобновил его строительство. На него оказали сильное влияние пророки Аггей и Захария, стремившиеся скорей завершить работы и осуществить надежды еврейского народа. Пророкам и жрецам пришлось внушить Зоровавелю, что для него, как для прямого потомка дома Давида, было бы большой честью участвовать в строительстве Храма, чтобы восторжествовало царство Яхве и началась эпоха ожидания Мессии.
Пророк Аггей утверждал, Бог призывает еврейский народ восстановить Иерусалимский храм, так как не имея священного здания Господь не может дать этой земле процветания. «
Если Храм не будет построен и не будет восстановлено место поклонения, всё станет ещё хуже, - говорил он. -
Если мы окажем Господу такую честь, он даст нашей земле новое плодородие». Захария был тоже очень озабочен восстановлением храма
в Иерусалиме.
Второй Иерусалимский Храм
Реконструкция
Храма Соломона, разрушенного
Навуходоносором II, была завершена в 515 году до нашей эры. Храм стал духовным и культурным центром иудаизма и местом ритуальных жертвоприношений. После завершения строительства Зоровавель загадочным образом исчез, а духовное руководство еврейским народом перешло в руки пяти последовательных поколений религиозных учителей.
Великий храм строили на неприступном холме, в том же месте, где его основал
царь Соломон. Вокруг холма находились глубокие овраги, поэтому на вершине едва хватило пространства, чтобы разместить жертвенник и святилище. Жители Иерусалима несколько столетий продолжали привозить туда землю, расширяя поляну наверху. Они построили бастионы высотой более 130 м на трех сторонах холма, которыми окружили святилище. Блоки, использованные для строительства этих бастионов, имели размер до 18 м.
Колонны высотой более 10 м из цельного куска белого мрамора подпирали потолки, покрытые кедровыми панелями. Любой, подходивший к Храму, оказывался перед каменной балюстрадой, где были установлены таблички с выгравированными законами очищения. Поднявшись по лестнице из 14 ступеней, посетитель оказывался на плоской террасе, откуда вела к дверям еще одна лестница из пяти ступеней.
Лестниц было десять: четыре на северной и четыре на южной стороне, а на восточной стороне две лестницы вели в место, отведённое для женских культов и церемоний. У женщин были отдельные двери, так как им не разрешалось проходить через двери для мужчин.
Дверь, ведущая в святилище, была сделана из очень ценной коринфской бронзы, а остальные девять были покрыты золотом и серебром. Внутри Храм делился на два этажа, вся стена, в которой располагалась входная дверь, была покрыта золотом, украшена ветвями золотых лоз с гроздьями винограда размером с человеческий рост. Впереди виднелся вавилонский шатёр с изображением небесного свода.
Первый этаж святилища содержал три очень важных в то время произведения искусства: Менору, семирожковую лампу, символизирующую семь известных древним иудеям планет, стол с двенадцатью хлебами, представляющими знаки зодиака и месяцы года, и жертвенник для курения, оснащённый тринадцатью благовониями. Часть храма, отделённая завесой, была доступна только первосвященнику и больше никому, называемая «Святая святых».
Снаружи Храм был покрыт золотыми пластинами для того, чтобы с момента восхода солнца золото отражало ослепительный свет для тех, кто смотрел на него. Издалека холм, на котором стоял Храм, казался горой, покрытой снегом, настолько белый был мрамор и так ослепительно сияло золото. Наверху Храм был защищён от птиц чрезвычайно острыми золотыми шипами, чтобы они не садились на поверхность и не пачкали её.
При разрушении Первого Храма некоторые святыни были безвозвратно утрачены: Ковчег Завета, скрижали десяти заповедей, посох Аарона и Манна небесная.
Второй Храм, в отличие от Первого, имел часть внешнего двора, куда допускались неевреи и неиудеи, чтобы помолиться и поклониться Богу. Священные одежды в Храме могли носить только те жрецы, которые совершали служение. Священники, лишь присутствующие на ритуалах, были одеты в обычные одежды. К святилищу и жертвеннику допускались только безгрешные и чистые священники, воздерживавшиеся от питья вина.
Первосвященник присутствовал на ритуалах жертвоприношения только по субботам, во время национальных праздников и в новолуние. Он был одет в роскошное длинное синее одеяние, украшенное бахромой и золотыми колокольчиками, с пятицветной повязкой на груди, расшитой полосами синего, льняного, красного, пурпурного и золотого и с накидкой тех же цветов.
Накидку скрепляли две золотые застёжки с драгоценными камнями, свисающими спереди в четыре ряда, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых. Этими камнями были хризолит, берилл, оникс, лигурий, аметист, агат, сапфир, яшма,
карбункул, изумруд, топаз и сардоникс. Голову первосвященника украшала золотая корона с четырьмя рельефными священными гласными буквами. Эти одеяния предназначались только для важных церемоний.