Раштракуты проповедовали джайнизм, основную религию в самом сердце империи, построив множество известных джайнских храмов. Но некоторые цари Раштракутов были последователями индуизма, поклонялись Шиве и Вишну. Надписи Амогхаварши I повествуют, что он в храме Лакшми в Калхапуре пожертвовал палец левой руки, чтобы предотвратить бедствие в империи, а Дантидурга провёл обряд жертвоприношения лошади.
Семейным божеством Раштракутов была богиня Латана, принявшая облик сокола, чтобы спасти империю. На юге Индии
буддизм начал приходить в упадок в 8 веке, чему способствовало распространение философии
Ади Шанкары, называемая Адвайта Веданта.
Адвайта Веданта
Самой известной из всех школ Веданты, что буквально означает «конец веды», является Адвайта индуистской религии, то есть «не двойственная». Основными текстами Веданты являются комментарии к Ведам и Брахма-сутры или Веданта-сутры. Первым великим индийским мыслителем школы Адвайта Веданты был Ади Шанкара, живший в 788–820 годах.
Предложенная им философия, опирающаяся на мистическое знание существования, была мощной и продолжала линию мысли некоторых риши.
По учению Шанкары, абсолютная реальность является единственной реальностью, а непрерывное становление, которому подвержен мир, имеет иллюзорную природу, так как он непостоянен.
Абсолютная реальность или Брахман совпадает с состоянием, выражением которого являются три основных состояния сознания: глубокий сон, обычные сон и бодрствование. Высшую сущность явлений и их множественную природу символизирует самая священная из индуистских мантр - звук «Ом». Брахман является действенной и материальной причиной всей вселенной, он превыше всех аспектов, таких как бытие, которое для человеческого разума всегда было непостижимо.
Влияние Ади Шанкары ощущалось как в индуистских знаниях и практике, так и в медитациях Адвайты. Этот мастер известен как инициатор альтруистической преданности, которая может быть достигнута в философской системе Адвайты посредством песен преданности, таких как Бхаджа Говиндам, где есть, например, такие слова: «Весь мир стал жертвой страданий, болезней и эгоизма, а жизнь человека похожа на капли дождя на листе лотоса и она так же неопределённа».
Шанкара путешествовал с юга на север по всей Индии, молясь в каждом городе за местное население, обсуждая свою философию с учеными и монахами. Он утверждал, что наш опыт, наше тело, сознание и вся феноменальная вселенная являются иллюзорными реальностями, проникнуть за завесу которых, раскрывая их истинную природу, является высшей задачей человека.
Эта природа должна стать вечной радостью и абсолютным совершенством, а не вечной борьбой между жизнью и смертью. Например, по философии Шанкары, принимать верёвку за змею считается иллюзией, определяемой метафизическим невежеством.
Социальный строй Раштракутов
В индуистской социальной системе общество делится на четыре основные касты: брахманы или каста священников, кшатрии или каста военных и руководителей, вайшьи или каста земледельцев и торговцев, а также шудры или каста слуг. К брахманам и кшатриям не применялась смертная казнь, даже за особо тяжкие преступления, им лишь отрубали правую руку и левую ногу.
Но похоже, во время
правления Раштракутов, общество делилось на большее количество каст. Наследственные административные должности занимали брамины, чья карьера была связана с культурой, наукой, судебной системой и образованием. У них были акробаты и танцоры, составляющие касту лахуд, особые услуги богатым оказывала каста антьяджас, а также существовало множество подкаст, к которым принадлежали рыболовы и охотники, сапожники и ткачи, и представители других профессий.
Далеко не все представители разных каст имели одинаковые права. Детей вайшьев и шудр не допускали в школы, где учились дети кшатриев и браминов. Межкастовые браки разрешались только среди представителей низших каст, а высшие касты могли жениться или только между собой, или в крайнем случае, девушки-кшатрии могли выходить замуж за юношей-брахманов. Представители разных каст избегали совместной трапезы или других общественных мероприятий.
Юридическое разделение между мужчинами и женщинами было нормой. Женщины имели права на землю и собственность, для них были частым явлением брачные союзы в раннем возрасте. Брахманы-юноши могли жениться в возрасте 16 лет на двенадцатилетних девочках. Для других каст эти возрастные обычаи не соблюдались.
Среди членов императорской семьи иногда практиковался обычай, когда вдова на погребальном костре мужа приносила себя в жертву, если же вдова не сжигала себя вместе с покойным, то брила себе голову.
После этого ритуала ей разрешалось отращивать волосы, но не украшать их. Среди высших каст вдовы редко выходили замуж повторно, а среди низших каст повторный брак был более приемлемым.
Пожилые люди низших каст с неизлечимыми заболеваниями топились в священных водах или применяли ритуальное сожжение. Хорошо была развита астрология, люди знали много суеверных поверий. В качестве развлекательных мероприятий часто устраивали бои животных или танцы. Мужчины одевались в свободную одежду, состоящую из двух простых кусков ткани, а тюрбаны носили лишь представители самых высших каст, по крайней мере в средние века.
Архитектура династии Раштракутов
Раштракуты внесли в индийское архитектурное наследие огромный вклад. Доказательства его можно найти в высеченных в скалах храмах Эллоры, расположенных в современной Махараштре. Изначально Эллора была частью комплекса из 34 буддийских пещер первой половины 6 века, которые в последующие эпохи были заселены индусами. Эти буддийские пещеры Раштракуты отремонтировали, а высеченные в скалах изображения заново освятили.
Император Амогхаварша I выстроил пять джайнских пещерных храмов, самым роскошным и крупным является храм Кайласа, выстроенный Кришной I, с расписными потолками и чудесными скульптурами индуистской мифологии, такими как Шивы и Парвати. Другим известным высеченным в скалах храмом в Эллоре является Дашватара, известный своими скульптурами Шивалилы и Вишну, а также Джогешвари недалеко от Мумбаи.