Падение царства Израильского не послужило хорошим уроком иудеям. Амон продолжал идолопоклонничество и преследование пророков, оставаясь точной копией своего отца Манассии. Против него организовали заговор и убили его в 639 году до нашей эры, спустя два года после его восхождения на престол. Но народ, бравший пример со своих правителей и сам погрязший во грехе и идолопоклонничестве, линчевал заговорщиков. Порядок в царстве Иудейском удалось навести сыну Амона, Иосии, ставшему важным религиозным реформатором.
Иосия, царь Иудеи
Иосия взошёл на престол в 8 лет и оставался царём Иудеи 31 год. Когда ему исполнилось двадцать, он начал восстанавливать культ Яхве, уничтожив в святилищах и храмах все объекты поклонения другим богам, особенно Ваалу. Всех оставшихся в живых священников, проповедующих идолопоклонство, казнили, а кости умерших ранее выкопали и сожгли на алтарях, где до этого поклонялись языческим богам.
В 622 году до нашей эры Иосия обнаружил в храме старинный свиток, содержащий некий Закон Божий. Предполагают, что это была пятая книга еврейской Торы с законами Моисея. Документ был написан на иврите, его авторы были неизвестны, текст состоял из 34 глав, в которых была описана история израильтян, путешествующих по Синайской пустыне, и различные социальные и религиозные законы. По мнению учёных, то, что нашёл Иосия, было так называемое Второзаконие или каким-либо образом связанный с ним текст.
Второзаконие
«Не унывайте, не бойтесь, Господь не покинет и не оставит вас! - было написано в свитке, который нашёл Иосия в Иерусалимском храме. - Господь всегда будет с вами, будет идти вместе с вами, поэтому мужайтесь и крепитесь!». После Первого закона, который Бог дал Моисею на Синае, он передал народу перед своей смертью Второй закон с новыми заповедями, направленными на регулирование оседлой, стабильной жизни.
Эти заповеди нужны были народу Израиля для правильного управления их государством на Земле Обетованной. Если эти законы были написаны со слов Моисея, то составлены они были с большой любовью, наполняя Закон богословскими мотивами.
Евреи верят, что Второзаконие было написано самим
Моисеем. Всего таких книг пять, составляющих Пятикнижие, представляющее собой собрание, составленное в эпоху после египетского плена, и включающее в себя различные сочинения разных эпох на протяжении веков.
Второзаконие состоит из трёх речей Моисея, которые он произнёс перед израильтянами незадолго до своей смерти на равнине Моава. В первой речи пророк суммирует основные события, происшедшие в течение сорока лет с момента выхода евреев из Египта, и призывает израильтян подчиняться велениям их Бога.
Вторая речь состоит из двух разделов. Первый фактически основан на Десяти заповедях, данных Моисею на горе Синай. Вторая часть состоит из законов, предписаний и увещеваний, касающихся поведения народа в Ханаане, земле, обещанной евреям Богом. Заключительная речь направлена на божественный закон, соблюдение которого гарантирует будущее процветание израильского народа.
По закону Моисея, обещанными благами смогут наслаждаться только те, кто будет соблюдать заповеди и завет, заключённый между Яхве и евреями. В заключении Моисей благословил Двенадцать колен Израиля, дал указания по его погребению и завещал Иисусу Навину привести избранный Богом народ в землю обетованную.
Во Второзаконии есть отрывок, объясняющий, что должны делать члены сообщества, если столкнутся с различными правонарушениями. Самой распространённой мерой наказания во многих древних обществах было забивание камнями. Народ призывался расправиться таким образом с нарушителем, избавившись от зла, не касаясь его руками, чтобы избежать осквернения.
Так как в древнем мире не было ещё судей и палачей, правосудие представляло собой прямое исполнение наказания всем обществом. Но некоторые гарантии обвиняемому обеспечивал введенный более сложный правовой элемент - смертный приговор приводился в исполнение при наличии двух свидетелей преступления. В случае убийства, как более тяжкого преступления, вместо народного суда необходимо было консультироваться со священниками, что подтверждало их социальную роль в древней еврейской культуре.
Фото: ja-tora.com
«Если в одном из городов, данных тебе Богом твоим, окажется мужчина или женщина, творящие зло пред очами Бога, нарушающие завет Его, служащие другим богам, приведите их к воротам из города и побейте их камнями до смерти, - говорилось во Второзаконии. - Но разобраться в содеянном следует прилежно. Если в Израиле действительно случился подобный факт, пусть покажут два или три свидетеля, прежде чем преступник буде предан смерти, а по показаниям одного свидетеля он не должен быть казнён. Пусть первыми поднимут руку с камнем свидетели, а затем весь народ».
Праздник еврейской Пасхи
Обнаружение священного писания подтолкнуло Иосию к проведению глубокой реформы культа, целью которой было возобновить союз людей с Яхве. Царь Иудеи постановил, что жертвоприношения можно было проводить только в храме Иерусалима, тем самым избегая идолопоклоннических культов и связи между верой в Яхве и другими богами. Был также восстановлен праздник Пасхи, который израильтяне торжественно отмечали лишь во времена Самуила.
Еврейская Пасха называется Песах, символизирует начало весны и длится семь дней в Израиле и восемь в других странах.
Она посвящена освобождению из Египта еврейского народа и его путешествию на Землю Обетованную. В ночь с 14 на 15 число месяца нисана, что соответствует примерно марту-апрелю, проводился ритуальный ужин, посвящённый освобождению израильтян из рабства в Египте. В следующие семь дней праздновался Праздник Опресноков, берущий своё начало с древнего обычая праздновать сбор первых колосьев ячменя, из которых приготовляли тесто без дрожжей, из него пекли пресные лепёшки и ели эти «опресноки» семь дней.
Есть и религиозное объяснение запрету есть любую пищу, содержащую дрожжи, в этот период: когда евреи странствовали по пустыне, у них не было времени ждать, пока подойдёт тесто, и они пекли бездрожжевой хлеб. Кроме того, перед началом праздника евреи убирали из своих домов всю пищу, содержащую дрожжи, в том числе квас. Еврейские первенцы мужского пола перед праздником должны соблюдать пост от ночи до полудня.
Значение слова «Песах» исходит из истории об освобождении израильтян из египетского рабства. Когда Бог пообещал им освобождение, Он сказал: «Пометьте косяки дверей ваших кровью ягнёнка. Проходя по земле Египетской, Я поражу каждого первенца египетского, а где увижу кровь, Я пройду мимо того дома». Слова «Я пройду мимо» на иврите и означают «Песах». В этом празднике очень важна первая ночь, особенно если Песах отмечается Израиле.
Ужинать принято только по определённому порядку молитв и принятия пищи, во время которого рассказывают истории конфликта с фараоном и окончательное спасение. В празднике активно участвуют дети, обучаясь и наблюдая за сценами, полными красноречивых жестов и красочных элементов.
Пророк Иеремия
Однако, не так-то просто оказалось царю Иосии искоренить идолопоклоннические культы, которые непрерывно продолжались, что очень беспокоило пророка Иеремию, жившего в то время и происходящего от колена Вениамина. Хоть Иудейское царство и стало снова процветать под мудрым управлением Иосии, Иеремия предсказывал, что если народ не вернётся к своему Богу, его ждёт суровое наказание в виде «вторжения народов с севера». Эти предсказания вызвали лишь презрение и ненависть к пророку, готовые вылиться в заговоры с целью его убийства.
Жизнь Иеремии оказалась в серьёзной опасности, он оказался в центре конфликта со всеми слоями общества и властями. Будучи очень одиноким, он задумал жениться, но Бог запретил ему. Его пророчество затронуло слишком болезненные и острые вопросы политической жизни государства, и его обвинили в подрыве морального духа общества. Иеремия фактически объявил о повторном вторжении вавилонян и предсказал, что противостоять им будет невозможно, единственным выходом будет заплатить дань и сдаться.
Возмездие за грехи предков
Непосредственно за стенами Иерусалима, в долине Еннома, промытой ручьём на склоне горы Сион, иудеи, не желавшие внять наставлениям своего царя и пророков, приносили в жертву детей, что было типично для ханаанских культов того времени. Здесь цари Ахаз и Манассия, дед Иосии, практиковали культ бога Молоха, убивая собственных детей и сжигая их. В этой долине массово сжигались и трупы евреев, погибших на войне.
Иосия хотел подавить в своём царстве любой вид поклонения, не направленный к богу Яхве. Видя, что проповеди пророков не действуют и жертвоприношения продолжаются, он приказал уничтожить это место, превратить его в обычную свалку, где сжигался весь мусор
города Иерусалима. От названия долины Еннома произошло понятие «геенна огненная», то есть место, где в аду сжигают грешников.
Евреи верят, что долина Еннома будет местом наказания нечестивцев в день Страшного суда.
Весной 609 года до нашей эры египетский фараон Некао, правивший в то время, послал в Палестину армию, чтобы помочь ассирийцам. Иосия пытался помешать проходу его войска возле холма Мегиддо, но был тяжело ранен в бою стрелой и умер в Иерусалиме. Его трагическая смерть, как благочестивого царя, вызвала серьёзные споры среди еврейских богословов.
В конце концов, она стала рассматриваться как борьба сил Добра (Иосия) и Зла (в лице его деда Манассии), окончательно убедив иудеев, что Страшный суд (Армагеддон) произойдёт именно возле холма Мегиддо, чьё название он и получил. Царём иудеев стал сын Иосии, Иоахаз.