После
убийства двух царей, Иудейского и Израильского, маленький сын
Охозии,
Иоас, спрятанный и воспитанный пророком
Иодаем, стал правителем царства Иудейского всего в семилетнем возрасте.
Он очень любил своего бога Яхве, сильно поклонялся ему, но был побеждён Азаилом Дамасским после 40 лет правления и был убит в результате заговора двумя его слугами, Иозавадом и Иозахаром, в 800 году до нашей эры. Преемником Иоаса стал его сын Амасия.
Наказание Иохаза
В Израиле же от своего отца Ииуя царство унаследовал Иоахаз, который правил 17 лет и умер примерно в то же время, что и Иоас Иудейский. Однако, согласно рассказам о его правлении, он творил зло в отношении Яхве. Народ в его государстве следовал религиозным обычаям Иеровоама, поклоняясь не единому Богу Израиля, а священному столбу Ашеры в Самарии.
Подобные столбы воздвигали в ханаанских храмах в честь богини Ашеры, супруги бога Эла. Предполагается, что строительным материалом столба было дерево. Священники и пророки осуждали ашеризм, как и всю политеистическую народную религию Израиля, которую евреи импортировали от близлежащих племён и государств, особенно языческие элементы.
Иоахаз Израильский тоже не раз терпел поражение от Азаила, а позже от его сына Бен-Хадада III. Как всегда, лишь в трудные времена Иоахаз стал просить у Господа освободить Израиль от гнёта арамейцев, но после всех его языческих культов Бог не внял его молитвам.
После последнего поражения всё, что осталось от израильской армии, было 10000 человек пехоты, 50 всадников и 10 колесниц, не говоря уже о количестве земель, контролируемых Израилем, которые Азаил значительно сократил.
Осия
Напротив, Амасия, сын Иоаса и царь Иудеи, одержал великую победу над народом Идумеи. Однако, он не сумел остаться навсегда верным культу Яхве, приняв идолопоклонническую веру побеждённых идумеев, из-за чего сам был взят в плен и вынужден был заплатить выкуп за свою свободу сокровищами
Иерусалимского храма, которые перевёз в Самарию. Но и это ему не помогло: в результате заговора в 786 году до нашей эры Амасия был убит сыном Иоахаза, Иоасом, царём Самарии, всего, что осталось от царства израильского после набегов арамейцев. Трон Израиля унаследовал
Иеровоам II.
Эгоизм израильской элиты и материализм того времени резко осуждали жившие в этот период пророки.
Осия являлся автором одноимённой книги Ветхого Завета, где повествует о любви и огромной преданности Бога Израиля к своему народу, а также о своей личной драме, выраженной в его печальной семейной истории. Жена Осии в прошлом была проституткой, но недолго оставалась со своим мужем, быстро вспомнив своё ремесло и вернувшись к распутству.
Это причинило пророку огромную боль, но, продолжая любить её, он уплатил за неё выкуп, простил её и принял обратно в свой дом, потребовав с неё обещание быть ему верной. В своей книге Осия проводит параллель отношений между народом Израиля и Богом, подчёркивая бесконечные грехи людей и постоянное прощение и терпимость Господа.
Иона
Пророк Иона и его проповеди относятся ко времени Иеровоама II, который вернул себе некоторые территории, отвоёванные арамейцами, восстановив «границы Израиля до Арабского моря». Он воспользовался тем, что Ассирия тоже воевала с арамейцами и сильно ослабила их. Пророк Иона поддерживал военную инициативу Иеровоама, провозгласив, что возвращение территорий стало желанием Бога.
Согласно легенде, у некой вдовы Сарепты умер ребенок, а пророк Илия, совершив одно из своих чудес, воскресил мальчика. Этим ребёнком был Иона. Когда он вырос и стал пророком, Господь повелел ему идти проповедовать в Ниневию, которая была в то время ассирийской столицей. Но вместо этого Иона сел на корабль, плывущий в Фарсис, легендарный город, упоминающийся в Ветхом Завете, о точном местоположении которого достоверно не известно.
Корабль, на котором плыл Иона, попал в шторм и стал тонуть. Тогда пророк признался своим спутникам, что это его наказывает Господь, поскольку он отказался повиноваться Ему. Тогда разгневанные пассажиры корабля бросили Иону в море, и его проглотила огромная рыба, в чреве которой он провёл три дня и три ночи. Решив, что уже достаточно наказан, он с усиленной молитвой обратился к Богу, который простил его и повелел рыбе изрыгнуть Иону на берег.
После этого пророк отправился проповедовать в Ниневею. По мнению Ионы, там жили одни неверные, хоть они и вняли проповедям пророка. Бог решил пощадить этот народ, но Иона хотел, чтобы город был наказан. Не обрадованный божественной милости, он стал просить Бога позволить ему умереть. Бог тогда предлагает ему представить, что он будет чувствовать, если станет свидетелем смерти ста двадцати тысяч невинных.
Амос
В деревне недалеко от Вифлеема во времена Иеровоама II жил пророк и писатель Амос. В царстве израильском наряду с материальным процветанием наблюдались серьёзные моральный и религиозный упадки. В своих проповедях Амос подчёркивал также вырождение культа Яхве, социальную несправедливость и безудержную коррупцию. Силой пророческого слова он старался вмешаться в это положение дел, но его служение Господу продолжалось не больше года.
Амос считал своей миссией предупреждать людей, что они развращают себя богатством. Его проповеди вызвали сильную неприязнь среди народа, царь Иеровоам изгнал его из столицы, поскольку особое давление пророк оказывал на сильных мира сего и на священников. Вернувшись домой, Амос занялся своей прежней работой, будучи от рождения простым Пастухом и земледельцем. Но во время следования за своим стадом внезапно был призван Господом.
Отвоёванные Израилем земли
Между тем Иеровоам II восстановил свои границы за рекой Иордан, вновь открыл торговлю с Дамаском и расширил территории к югу от Мёртвого моря. Иордан была очень важной рекой для евреев, это было место, откуда Иисус Навин привёл в Землю Обетованную свой народ. По легенде здесь должно произойти чудо: в присутствии Патриарха Иерусалима в день Богоявления должно временно измениться течение вод реки Иордан.
Библейское повествование о правлении Иеровоама II подтверждают археологические находки, в это время Израиль был самой процветающей страной с момента существования, а его территория из всех стран на Востоке была самой густонаселённой.
В Израиле к середине 8 века до нашей эры проживало около 350 000 жителей. Процветание его было основано на торговле вином и оливковым маслом с Египтом и Сирией. После смерти Иеровоама II в 753 году до нашей эры престол Израиля унаследовал его сын Захария.
Тем временем в качестве современника Иеровоама II царем Иудеи стал сын Амасии,
Озия, который возродил культ Яхве, реорганизовал сельское хозяйство и сражался с
филистимлянами, но был поражён проказой в 742 году до нашей эры и был вынужден оставить царский престол своему сыну, Иоафаму.