Пока был жив
Иосафат, царь иудейский,
Охозия, царь Израиля, сын
Ахава и Иезавели, предпринял неудачную попытку возродить Израиль, наладив морскую торговлю по Красному морю и объединившись с Иосафатом в 850 году до нашей эры. Но Охозия пошёл по стопам Ахава, обратившись к поклонению Ваалу и отказавшись от веры в Бога Израиля.
Положение израильтян усугубилось восстанием моавитян против власти Охозии. Об этом событии повествует надпись на стеле Меша, сделанная на моавитянском языке.
Чёрный камень моавитян
В Иордании был найден древний чёрный базальтовый камень с надписью, сделанной царём моавитян Мешей в 9 веке до нашей эры. Этот исторический памятник назвали стелой Меша по его имени. В своей надписи Меша рассказывает о победах над царём Израиля, Амврием, и его сыном Ахавом, которые угнетали моавитян, а также о строительстве цистерны для воды, нового дворца, укреплений крепости и о планах других построек.
Среди всех находок древнего Израиля стела Меша является первым самым длинным рассказом, написанным человеческой рукой, а также первым семитским внебиблейским упоминанием имени Яхве.
Храмы бога Яхве Меша разграбил, а на их месте основал культы своему богу Хамосу. Важность и особенность надписи на стеле Меша заключается в том, что соответствует местам, именам и событиям, описанным в Библии.
Верно то, что Меша был царём Моава, а Хамос во многих отрывках Библии упоминается как бог моавитян. В описании войны с Амврием упоминаются многие территории, также фигурирующие в Библии. Наконец, о восстании Меши против Израиля тоже есть упоминание в Библии, на что Израиль, чтобы подавить его, ответил союзом с иудеями.
Моавитянский язык принадлежал к группе ханаанских языков и вымер на протяжении столетий. На нем говорили моавитяне, жившие на восточных берегах Мёртвого моря, в сегодняшней центрально-западной Иордании, в первом тысячелетии до нашей эры. Буквы моавитяне писали по варианту финикийского алфавита, а стела Меша является сегодня единственным известным текстом на моавитянском языке.
Филистимлянский Вельзевул
Охозия, будучи внуком Амврия, главного врага моавитян, чтобы успешнее подавить их восстание, а также по поводу его падения из окна дворца, отправил своих посланников посоветоваться с Ваал-Зевулом, богом Экрона. По дороге посланникам явился пророк Илия и предсказал, что Охозия будет парализован в своей постели в наказание за обращение к другому богу, кроме Яхве.
Ваал-Зевул был божеством города филистимлян Экрона, аналог Вельзевула, и о нём есть упоминание в Библии как о персонаже, контролирующем вход в подземный мир и имеющем власть над болезнями человека, над жизнью и смертью.
Вот почему царь Израиля Охозия обратился не к Яхве, а к Ваал-Зевулу: он был болен после падения из окна. В христианской традиции библейское имя Ваал-Зевул часто отождествляют с дьявольской сущностью, с Сатаной, князем бесов. Ему поклонялись в городе Экроне, перестроенном
филистимлянами после пожара в начале железного века.
Экрон был пограничным городом между Иудейским царством и Филистией. Здесь были обнаружены следы центра производства оливкового масла, крупнейшего из когда-либо обнаруженных фабрик древности. Это указывает на то, что в древнем Израиле было высоко развито производство оливкового масла и что велась торговля с соседними странами, такими как
Месопотамия и Египет. В Экроне был большой храм Ваал-Зевула, но поклонение богу, имеющему власть над болезнями, не помогло Охозии - он умер от травм, полученных при падении из окна.
Независимый народ идумеи
Если Охозии, царю Израиля, не удалось наладить торговлю по Красному морю с иудеями, то Иорам, старший сын Иосафата, царя Иудеи, женился на Гофолии, дочери Ахава и сестре Охозии. Этот брак позволил окончательно заключить мир между соперничающими царствами. Как и её отец, Гофолия поклонялась финикийскому богу Ваалу, хоть Иорам и оставался верным единому Богу Израиля, поэтому такой союз двух царств был резко осуждаем другими народами. Против Иорама по этому поводу восстал народ идумеев.
Идумеи являлись племенем, говорящем на семитском языке и жившем в пустыне, граничащей с Иорданией и находящейся к югу от Израиля. Народ Идумеи известен с 8-9 веков до нашей эры, о нём есть упоминание в Библии, где говорится, что он занимал свои земли на протяжении столетий. Во время еврейских войн с римлянами эта нация прекратила своё существование, но во времена Иорама идумеи хвалились своим происхождением от прародителей израильтян.
Прежде чем вернуться на землю ханаанскую, израильтяне провели несколько столетий
в рабстве в Египте, а идумеи утверждали, что произошли от
Исава, брата
Иакова, предка евреев. Согласно Бытию, страна идумеев простиралась от Синайского полуострова до территории Моава, где потомки Исава поселились после изгнания хурритов. Когда израильтяне шли в Ханаан, царь идумеев не позволил детям Израиля пройти через его земли, а Бог приказал им не вступать в войну, поэтому они обошли эти территории, и идумеи не напали на них.
Позже идумеи потерпели поражение от
царя Саула, а сорок лет спустя
царь Давид разгромил идумеев со своим полководцем
Иоавом в «соляной долине», недалеко от Мёртвого моря.
Хадад, царь идумеев, бежал в Египет, вернулся после
смерти Давида и попытался поднять восстание, но снова бежал после того, как потерпел неудачу. С тех пор Израиль навязал идумеям своих правителей, и эта вассальская форма правления продолжалась и при
Соломоне.
После разделения Израиля Идумея стала зависимым государством Иудейского царства. После восстания идумеев против Иорама их разгромили, но израильтяне так полностью и не подчинили себе Идумею.
Они были крошечным сельским обществом, состоящим всего из 11 деревень и столицы Боцра величиной восемь гектаров с одним дворцом и храмом. В деревнях идумейцы строили небольшие укрепления для защиты своих коммерческих и сельскохозяйственных интересов. Они также торговали с южной Аравией, Египтом, Месопотамией, прокладывая караванные пути по так называемой «Дороге благовоний», экспортируя соль и бальзам для религиозных обрядов и духов, которые использовались в древнем мире.
Кроме идумеев, на Иорама и его царство Иудейское нападали филистимляне и арабы. В конце концов он умер от тяжёлой болезни в 841 году до нашей эры, и ему наследовал его сын Охозия, тёзка уже умершего к тому времени царя Израиля.
Разгром союзников
То ли по совпадению, то ли в честь заключённого мира между двумя государствами, но и израильская царская чета, Ахав и Иезавель, назвали своего младшего сына Иорамом, который сменил на престоле брата Охозию. Поэтому в период 850-х и 840-х годов до нашей эры на царских тронах Израиля и Иудеи побывали два Охозии и два Иорама. Иорам Израильский и Иорам Иудейский умерли примерно в один и тот же год — 841-й до нашей эры.
В последний год перед смертью Иорам Израильский даже сражался вместе с Охозией Иудейским против арамейского царя Азаила, могущественного правителя Дамасского царства, который в Библии назван ответственным за исчезновение Израильского царства.
По Библии, Азаил был офицером на службе дамасского царя Бен-Хадада II, который был тяжело болен во время правления Иорама, царя Иудеи. Бен-Хадад II послал Азаила к пророку Елисею с богатыми дарами, чтобы посоветоваться и спросить его, выздоровеет ли когда-нибудь дамасский государь. Елисей предсказал, что не только дамасский царь умрёт, но и сам Азаил станет царём и принесёт великое зло царству Израиля и Иуды. Азаил вернулся и задушил подушкой Бен-Хадада, заняв его трон.
Как предсказал пророк Елисей, для Израиля и Иудейского царства 37-летнее правление Азаила имели катастрофические последствия.
Иорам с Охозией в союзе объединили свои армии против общего врага Азаила, но потерпели поражение, Иорам был серьёзно ранен. Азаил завоевал часть Палестины, сравнял с землёй несколько городов, осадил Иудейское царство и разграбил дворцы и храмы Иерусалима. Пока Иорам выздоравливал после ранения, его полководец Ииуй организовал восстание, убил Иорама и заявил права на трон Израиля.
Азаил же, хвастаясь своими военными подвигами, установил стелу в Тель-Дане, где написал, что это он убил как Охозию, так и Иорама. Надпись была сделана на арамейском языке и содержит первое внебиблейское упоминание о Доме Давида в Иерусалиме. Тель-Дан отождествляется с библейским городом Лаис, самым северным городом Израиля, который был завоеван племенем Дана и назван его именем. Обнаруженные ворота в город многие учёные датируют 19 веком до нашей эры и определяют как дверь, через которую вошёл Авраам в землю Ханаанскую ещё до египетского рабства.