Сорок лет, с 415 по 455 годы, правил на севере Индии империей Гуптов
Кумарагупта I, сын
Чандрагупты II, и в течение его правления империя консолидировалась внутри страны. Упоминание его имени встречается на статуе Якши в Матхуре.
Древняя мифология Матхуры
Якшами были двенадцать небесных генералов, защищающих Бхайшаджью, Будду медицины, а также слуги индуистского благодетельного бога Куберы, Хранителя Севера. Якши изображаются как ужасающие воины или злобные гномы, а якшини - красивыми молодыми женщинами с широкими бёдрами, полной грудью и круглыми весёлыми лицами. В некоторых историях якши несут угрозу или зло, но обычно они доброжелательны, в отличие от ракшасов, которые приносят смерть, несчастья и похожи на упырей.
Якша в индуистской мифологии является демоном, населяющим дикую природу, божеством-защитником лесов, земли и зарытых сокровищ.
Матхура, где была найдена статуя Якши с именем Кумарагупты, имеет древнюю историю и считается местом рождения Кришны. Город упоминается
в индийском эпосе «Рамаяна», где принц Икшваку Шатругна отбирает землю у демона Лаванасура, побеждая его. Это место сначала назвали Мадхуван, «густой лес», потом Мадхупура и, наконец, Матхура. Раскопки здесь обнаружили предметы, датируемые VI веком до нашей эры, остатки монастыря Яша Вихара периода Гуптов, большого буддийского комплекса и джайнские скульптуры той же эпохи.
В 4-2 веках до нашей эры Матхура находилась под властью
империи Маурьев. Судя по всему, под контролем
династии Шунга город никогда не находился, поскольку в Матхуре не было обнаружено их археологических остатков. Индо-греки, возможно, брали под контроль Матхуру между 180 и 100 годами до нашей эры в качестве вассалов. В начале первого тысячелетия местностью правили наги.
Во времена правления Чандрагупты здесь был построен храм Вишну. Китайский монах
Фасянь, посетивший Матхуру около 400 года, назвал город центром
буддизма и обнаружил, что люди в нём были богаты, никто не облагался налогами, кроме фермеров, обрабатывавших императорскую землю. Владельцам земель выдавались выгравированные документы на право собственности, а приезжим священникам предоставлялась одежда, еда и питьё, коврики, кровати и жильё.
Легенда о рождении дэва войны
Кумарагупта I, как и его отец и дед, поклонялся Вишну, но на некоторых его монетах имеется изображение бога войны Карттикеи верхом на павлине Паравани, его скакуне. В индуизме Карттикея был скорей дэвом, чем богом, рождённым от семени Шивы, которое тот пролил в Ганг. Легенда о его рождении связана с некоторыми другими божествами.
Агни, бог огня, шёл предупредить Шиву о приближении демона Тараки. Шива в это время уединился со своей женой Парвати в спальне, когда зашёл Агни. Он излил своё семя на бога огня, такое тяжёлое, что тот не смог удержать его и отнёс шести плеядам Криттикам, плескавшимся в водах Ганга. Агни пролил семя Шивы в Ганг, а шесть плеяд все вместе родили Карттикею, от названия которых он и получил своё имя. Он стал вторым сыном Шивы и Парвати, братом Ганеши. Карттикею изображают с шестью головами, вооружённым копьём, участие в его культе запрещено женщинам.
Кумарагупта был индуистом, но как и отец, был известен своей терпимостью к другим религиям, совершая обширные пожертвования джайнским и буддийским монастырям и основывая многие другие храмы с их собственными финансовыми центрами и земельными владениями.
Война с гуннами
В конце правления Кумарагупты произошло крупное восстание гуннов, кочевых племён, вторгшихся из Средней Азии, во время которого наследный принц
Скандагупта многое сделал, чтобы спасти империю отца. Гунны оккупировали территорию равнины Ганга, значительно ослабив власть
империи Гуптов. Они нападали почти на протяжении всего периода правления Гуптов, заставляя их нести военные потери, и стали основной причиной упадка их империи.
В буддийских источниках гунны описываются как жестокие и грубые, ответственные за разрушение многих буддийских монастырей в северо-западных регионах Индийского субконтинента.
Согласно найденным надписям, Кумарагупта I погиб в битве с гуннами в 455 году до нашей эры. Его сын Скандагупта, сменив отца на престоле, одержал кратковременную победу в 458 году до нашей эры, но окончательно гунны были побеждены лишь представителями другой династии. Скандагупта вошёл в историю как последний великий из Гуптов.