Авия, чьё имя означало «Яхве - мой отец», сын
Ровоама, хоть и правил Иудеей всего два года, с 913 по 911 год до нашей эры, но пытался убедить десять колен израильских быть верными общему закону и своим обещаниям, но усилия его так и не увенчались успехом. К тому времени
Иеровоам правил Израилем уже восемнадцать лет, и Авия решил, что настала пора подтвердить границы царства иудейского, установленные ещё
Давидом.
Война Иудеи и Израиля
Двинувшись на север со своим войском, насчитывающим четыреста тысяч воинов, Авия вызвал на бой Иеровоама, обладающего армией, вдвое превосходящей по численности его отряды. Армия Иудеи быстро оказалась окружена войском израильтян, которые устроили неприятелю засаду и ударили сзади.
Терпя бесконечные атаки, иудеи не сдавались, громко крича и отражая нападение, пока, наконец, воины Иеровоама не бежали, оставив на поле боя пятьсот тысяч убитых. Авия до тех пор продолжал войну, пока не восстановил на севере древние границы Иудейского царства. Он захватил израильские города Вефиль, Иешану и Офру.
У Авии было четырнадцать жён, двадцать два сына и шестнадцать дочерей. После своей смерти он был погребён в Городе Давида, древнем центре Иерусалима. Иудейское царство унаследовал сын Авии, Аса. Будучи врагом культов языческих богов Ваала и Астарты, он имел стычки с арабским правителем Зерахом, которого всегда легко побеждал. Восстановив религию единого Бога в своём царстве, Аса повторно заключил завет с Яхве. Он умер в 873 году до нашей эры, и ему наследовал его сын, Иосафат.
На втором году правления Асы, в 910 году до нашей эры, умер Иеровоам, и царём Израильского царства стал его сын Нават, чьё имя означало «щедрый». Он правил чуть больше года, убитый в результате заговора во время осады города Гиббетона. Царя убил один из его военачальников, Вааша, с целью захватить трон, что ему и удалось. Он истребил всех потомков Иеровоама, как и было предсказано пророком Ахией.
Арамейские союзники израильтян
Вааша правил Израилем 23 года, продолжая воевать с Асой, царём Иудеи. В этой войне союзниками израильтян были арамейцы, кочевой семитский народ, поселившийся в
Месопотамии и в регионах на территории современных государств Ливана, Иордании, Ирака, Ирана, Сирии и Турции в 14 веке до нашей эры.
Евреи считали арамейцев своими дальними родственниками, которые не образовали единого государства, но имели собственный арамейский язык.
Федерация небольших арамейских княжеств, Арам Дамаск, была покорена ассирийцами, которые уничтожили мелкие племена и установили свой контроль над природными ресурсами и местной торговлей. Ассирийские цари брали в жёны арамейских женщин, а арамейцы продолжали жить в Месопотамии и Вавилоне, где слились с местными народами и унаследовали от них их культуру и мифологию. Арамейцы украшали свои города грандиозными сооружениями и монументами с барельефами и статуями.
С помощью арамейцев Вааша в войне с Асой пытался блокировать торговлю Иудеи, поставив укрепления в Раме, городе к северу от Иерусалима, который принадлежал колену Вениамина. Этот город был нужен израильтянам, чтобы контролировать доступ в Иерусалим. Тогда Аса вступил в союз с сирийским царём, вывел свои войска из Рамы и напал на Ваашу. Позже укрепления были разобраны и использованы для обороны других иудейских городов. Потеряв Раму, Вааша был вынужден отступить, на чём и кончилась эта война.
Беспорядки в царстве израильском
Вааша умер в 886 году до нашей эры, и его сын, Ила, заняв трон, процарствовал менее двух лет, так как его, пьяного, убил Замврий, чтобы завладеть царством. Однако, через неделю израильское войско взбунтовалось, узнав об убийстве Илы, и выбрало царём своего военачальника, Амврия, который повёл воинов во дворец, где скрывался Замврий. Тот предпочёл поджечь себя и умереть.
Но израильский народ не был согласен с выбором воинов и был против Амврия. Ему потребовалось четыре года, чтобы усмирить беспорядки и провозгласить себя царём. Амврий купил большой холм у одного клана в 884 году до нашей эры и построил на его вершине город Самарию, сделав его столицей Израиля и основав там свою резиденцию, куда переехал из бывшей столицы Фирцы. Он разрешил сирийским купцам торговать с Самарией, некоторые из которых даже поселились в новой израильской столице, где основными предметами коммерции были вино и оливковое масло.
Когда Амврий стал царём Израиля, в Иудее всё ещё правил Аса. Похоже, в то время Израиль процветал гораздо лучше иудейского царства, где археологические раскопки выявили лишь ряд разбросанных деревень, плохо вяжущихся с библейскими сюжетами. В Израиле же Амврий, кроме Самарии, восстановил города Изреель, Мегиддо и Хацор, ранее полные монументальных сооружений.
Мегиддо и Хацор
Согласно библейским легендам, слово «Армагеддон» произошло от названия города Мегиддо, потому что именно в этом месте должна произойти битва добра и зла, после чего должен начаться Страшный суд и конец времён.
Фото: touristisrael.com
По еврейским библейским мифам здесь Мессия должен уничтожить врагов Израиля и Яхве, многочисленные мифические народы-воины Магога. В этой последней войне Израиль одержит победу с помощью Мессии, и начнётся эпоха Мира. Это место уже было центром многих сражений, в том числе и армии
царя Давида.
В древнем мире Мегиддо, располагавшийся на западном склоне хребта Кармель, имел большое значение и контролировал древний торговый путь между Египтом и Месопотамией, будучи важным проходом для армий.
Сначала Мегиддо был ханаанским городом, находившимся под властью египтян, а позже завоёванным еврейским народом во времена Давида.
Когда Ханаан был египетским вассальным государством, примерно в 14 веке до нашей эры, им управлял царь Хацор, верный фараону. Другой могущественный ханаанский царь, Иавин, возглавил союз против Иисуса Навина. Но он потерпел поражение от Навина, который сжёг Хацор. Археологические раскопки, действительно, выявили признаки катастрофического пожара.
До уничтожения Хацор был главным ханаанским центром с акрополем, величественными дворцами и храмами. Хотя, Навину в еврейской Библии приписываются многие подвиги, и это вовсе не доказывает, что один человек со своей армией мог разрушить целый город.
После пожара Хацор стал лишь небольшим селением, укреплённым позже вместе с Мегиддо
царём Соломоном. Города снова обзавелись зданиями с колоннами и стали выполнять функции контроля торговых путей.
Более поздний архитектурный стиль датируются 9 веком до нашей эры, а значит временем правления Амврия. Его царствование над Израилем стало периодом мира, он передал престол своему сыну Ахаву, потомки которого правили царством в течение 40 лет, положив начало новой династии Амвриев.