Когда Соломон умер, Ровоам стал править племенами Иуды и Вениамина. Но в те времена, чтобы стать царём, необходимо было согласие всех колен Израиля.
Согласно легенде, из Израиля в Египет в изгнание отправились всего 70 человек, и в то время на Земле жило 70 разных народов. Когда же израильтяне вернулись на родину, пророк Моисей насчитал 600 000 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет, не считая детей, женщин и стариков. Это число соответствовало 600 000 еврейским буквам Торы, первой из пяти библейских книг евреев.
Каждое племя, которое Моисей привёл в Израиль несло свой флаг с определённым символом и надписью на иврите.
Дети Израиля
Конфедерация, созданная из двенадцати колен, была основана на вере в единого «Бога Израиля». Племена заключили с Ним «завет», поклонялись Ему и самым священным местам своего племенного союза. Самым святым местом был Шатер Свидетельства или Скиния, куда положили Ковчег Завета.
Во время странствий евреев по пустыне священным местом была «гора Божия» Синай. Силом имел особое значение как место, где племена собрались, чтобы разделить землю на участки и поставить Шатёр Свидетельства, а также в Силом израильтяне ходили на жертвоприношения и праздники. Разными племенами использовались разные святыни, но святилище, где находился Ковчег, почиталось всеми двенадцатью коленами одинаково.
По библейской генеалогии двенадцать израильских племён происходят от четырёх матерей.
Первенцами стали сыновья Лии: Рувим, Симеон, Левий и Иуда. Потом родились четыре сына от Рахили и четыре сына от служанок Валлы и Зелфы, что указывает на более низкий статус и позднее вступление в конфедерацию племён.
Сначала Рувим, как первенец Иакова, возглавил союз племён, но его племя проживало на окраине завоёванной территории, поэтому вскоре он потерял связь с другими коленами и выживание племени оказалось под угрозой.
Не обошлось и без некоторых стычек внутри конфедерации.
Ефрем, будучи младшим сыном
Иосифа, а не Иакова, восстал против
Вениамина после спора из-за наложницы.
Иисус Навин, который происходил от колена Ефрема и привёл евреев из Египта на землю Ханаанскую, потерял свой приоритет среди племен. Затем с холмов Ефремовых сошёл пророк Самуил, что положило начало монархии, первым лидером которой стали
Саул и племя Вениамина, а затем
Давид и племя Иуды. Племя Левия, который выполнял обязанности священника, распространилось по всему Израилю.
Каждое племя имело патриархальную систему и было очень автономным, но все имели общие административные учреждения, создающие законы для всего народа. Закон требовал, чтобы каждому племени, оказавшемуся в затруднительном положении, на помощь приходили все другие члены союза. Правда, имели место межплеменные ссоры, и в конце концов израильские племена превратились в национальное образование с монархической структурой.
Племенное сознание несколько ослабилось под режимом
Давида,
Соломона и их преемников, царей Израиля и Иудеи, но евреи ещё долго считали себя народом двенадцати колен, детьми Израиля.
Образование царства Иудейского
Вожди племён имели ещё большое влияние во время правления Ровоама. Однажды они собрались в Сихеме на совет, пригласив царя Иудеи, и Ровоам отправился туда, чтобы встретиться со старейшинами. Сихем находился в 65 км к северу от Иерусалима, его руины расположены сейчас недалеко от современного Наблуса. Именно там Иисус Навин дал завет своему народу служить Богу Израиля, как единому Господу. В Ветхом Завете говорится, что в Сихеме был погребён патриарх Иосиф.
Так как Ровоаму выпало править лишь двумя племенами в Иудее, весь остальной народ оказался под влиянием
Иеровоама. Воспользовавшись возможностью встречи двух царей, племена стали просить уменьшить налоги и отменить тяжёлые обязанности крепостных перед землевладельцами, которые установил
Соломон, чтобы собрать больше денег для строительства храма и украшения Иерусалима. Ровоам, однако, отказался рассматривать требования племён, и таким образом, их союз окончательно распался, а царство Израиля отделилось от царства Иудейского.
Фото: foma.ru
Верными Ровоаму остались лишь два его племени, Вениамина и Иуды, которые и помогли ему основать Иудейское царство около 930 года до нашей эры на территории племени Иуды. Кроме племени Вениамина, к ним присоединились некоторые семьи из колена Симеона, а также многие члены колена Левия, у которых не было своей земли. Столицей царства остался Иерусалим с его
храмом, построенным Соломоном. Все преемники Ровоама принадлежали к роду Давида, первого царя иудеев.
Иудейское царство сохранило политическую стабильность, чему способствовало сплочение народа вокруг религии Давида и храма Соломона.
Они считали себя династией и не были заражены языческими культами, поэтому иудеи надеялись, что их ждала лучшая судьба, чем израильтян. Так как у Соломона, по библейскому сюжету было 700 жен и 300 наложниц, и именно этот факт так рассердил Яхве, потому что Соломон стал поклоняться другим богам, евреи приняли закон о том, что царь имеет право владеть не более чем восемнадцатью жёнами.
Ровоам, верный закону, взял 18 жён и 60 наложниц, которые родили ему 28 сыновей и 60 дочерей. Любимой его женой была Мааха, дочь Авессалома, сына Давида, который восстал против отца и был убит его воинами. Таким образом, Мааха приходилась Ровоаму двоюродной сестрой. От Маахи у него родились четверо детей, старший из которых, сын Авия, унаследовал царство Иудейское.
Но наказание, наложенное на Соломона, касающееся того, что Бог отнимет царство не у него, а у его сына, всё же сбылось. Кроме постоянных конфликтов с племенами Иеровоама, на иудеев обрушилась новая беда: через пять лет правления Ровоама на Иудейское царство напали египтяне под предводительством фараона Шешонка I, друга Иеровоама, у которого он укрывался после восстания против царя Соломона.
Шешонк вошёл в Иерусалим со своим войском и присвоил сокровища дворца Ровоама и храма Соломона, а потом помог Иеровоаму укрепить позиции своего царства.