Правление
Соломона, сына
Давида, датируется 970–930 годами до нашей эры. Он был последним царём объединённого государства Иудейского и Израиля. Считается, что заговор
Адонии, сводного брата Соломона, лишь ускорил ход времени, а царём он стал по божественному назначению.
Последняя воля Давида
По просьбе отца, Соломон казнил своего брата, предателя Адонию, и племянника и военачальника Давида, Иоава, за их заговор. Иоав был сыном одной из сестёр его отца, Саруии, то есть двоюродным братом Соломона. Он убил сына Давида, Авессалома, за то, что тот пытался свергнуть отца, хоть царь и простил его, велев сохранить ему жизнь.
Разгневанный Давид сначала хотел просто заметить Иоава другим своим племянником, Амасой, но Иоав убил и его. Тогда на смертном одре Давид Соломону наказать непокорного, сказав сыну: "Сведи его седые волосы в ад насильственной смертью!"
Следующим шагом начала правления Соломона было окружение себя верными советниками. Когда Давид бежал от гнева
царя Саула и укрылся в пещере Одоллам, к нему присоединился священник
Авиафар. Позже он остался с ним и во время восстания Авессалома, а когда Давид стал царём Иуды, сделался его советником, продолжая им быть и при Соломоне. Но когда новый царь Израиля узнал, что Авиафар был на стороне Адонии во время его мятежа, он сослал советника в Анафоту, откуда тот был родом, и назначил на его место другого священника,
Садока.
Во время восстания Авессалома Садок помогал Давиду, был с ним ещё в Хевроне, где посоветовал ему стать царём над всем Израилем, а в возведении на престол Соломона сыграл немалую роль вместе с пророком Нафаном. Став царём, Соломон сделал его Первосвященником, так как тот по отцовской линии происходил от первого первосвященника Лазаря. После Садока все его потомки, называемые садохитами, тоже были первосвященниками. Сын Садока, Азария, стал одним из сановников Соломона, а свою дочь Босмату царь выдал замуж за другого его сына, Аймааза.
По завещанию отца Соломон также начал строительство храма, откуда начинается легенда о его богатстве.
Соломон попросил Бога дать ему дар мудрости и проницательности, чтобы лучше править его народом. В ответ на эту просьбу Бог дал ему богатство и власть, из Испании и Сардинии Соломону начали посылать несметные сокровища. На эти деньги царь и стал строить храм в Иерусалиме, который завершил через семь лет, неслыханно короткий срок для тех времен, и всё благодаря его величию.
Храм Соломона
На протяжении веков историки спорили о подробностях строительства первого храма Иерусалима, которое началось в 967 году до нашей эры. Во-первых, через 340 лет он был разрушен и построен новый, а следов первого храма никогда не было обнаружено, несмотря на многочисленные археологические исследования. Во-вторых, указанные в библейских текстах размеры этого храма плохо совместимы с маленьким в те времена Иерусалимом.
Тем не менее, Соломон на деньги, полученные от Бога, начал готовить материалы для строительства храма, прибавив к ним те, которые собрал для него Давид перед смертью. Место на холме было освящено ещё в период правления Давида. Из карьеров в Иерусалиме Соломон добыл блоки гранита и камня для фундамента и стен Храма под наблюдением опытных строителей.
С поставками ему помогал царь Тира, ливанского города, Хирам Абиф I, снабжая его ценной древесиной из лесов Ливана. Её на больших баржах привозили морем в Иоппию, а оттуда перевозили в Иерусалим. Затем в скале были выдолблены большие углубления для воды, которая текла по каналам и поступала в резервуары, расположенные возле Вифлеема. Одна из таких цистерн могла вместить 13 тысяч кубических метров воды, а её излишки сбрасывались в реку Кедрон.
Только на подготовку ушло три года, а само строительство началось лишь на 4-м году правления царя Соломона. Согласно библейской истории, затраты на строительные материалы и работы составили 100 000 талантов золота и 1 000 000 талантов серебра, что соответствует 5 000 и 30 000 тоннам соответственно. В работе задействовали многие тысячи опытных мастеров и рабочих, которых Соломон набирал из всего Израиля, иногда прибегая даже к принудительному труду, чтобы скорей закончить храм. Три рабочие смены по три месяца были разделены на один период напряжённой работы и два периода отдыха дома.
Огромные камни укладывались без использования раствора. Вероятно, высота здания составляла около 54 метров, длина около 27 метров и ширина около 9 метров. Наконец, на одиннадцатом году правления Соломона Храм был завершен. По неизвестным причинам он оставался пустым в течение тринадцати лет, одиноко возвышаясь на вершине горы Мориа. В конце этого периода израильтяне начали подготовку к освящению Храма, которое состоялось через одиннадцать месяцев, а праздник по случаю этого события длился 7 дней.
Фото: reshenie.vcc.ru
Самым торжественным событием стало перенесение в Храм Ковчега завета, который до этого находился в шатре, куда его положил Давид. В Храме ему было отведено специальное место, почётный пьедестал установили и царю, на который он взошёл и воздел к небу руки, а к Богу сердце.
Поскольку следов Храма не сохранилось, а писцы того времени не вели хронику строительства, технических данных осталось мало. Входные двери вели во внутренний зал, называемый дебир, облицованный кедровым деревом, с золотым полом. В зале стояли два херувима из оливкового дерева с раскрытыми крыльями. От святилища зал отделяла двойная дверь, покрытая покрывалом из синего и пурпурного льна. В Храме не было окон, израильтяне считали его резиденцией Бога.
Святилище располагалось в помещении, которое называлось эхалом. Его стены были обшиты кедром с инкрустациями из цветов, пальм и херувимов, которые отождествляли божественное жилище с Эдемским садом, а пол был сделан из елового дерева, покрытого золотом. Распашные еловые двери с таким же рисунком из позолоченных цветов, пальм и херувимов, поддерживали косяки из оливкового дерева.
Вокруг Храма с северной, западной и южной сторон были построены комнаты, используемые как хранилища священных сокровищ, внутренний двор для священников с каменной стеной и большой двор, который окружал все строение, где собирались люди для молитвы. Во внутреннем дворе находилась большая ванна, поддерживаемая двенадцатью бронзовыми быками, вместимостью около ста тысяч литров, предназначенная для омовения священников. В других мойках было по сорок ванн с колесами в каждой, украшенных фигурами пальм, львов и херувимов, и вызывающих восхищение иудеев. Перед святилищем находился бронзовый алтарь и золотой стол для хлеба с пятью золотыми подсвечниками.
Первые алтари древних израильтян изготавливались из камня или жёсткой земли, а бронзовый алтарь, установленный в Первом Храме, был нововведением, позаимствованным у ливанских жителей, которые помогали израильтянам в строительстве.
До тех времён евреи не имели ни финансовых средств, ни возможностей для подобного рода украшений, таких как золотые пальмы и херувимы. В Ветхом Завете были указаны некоторые подробности строительства храма Соломона, опираясь на которые была построена Сикстинская капелла.