В Российской империи одной из самых торжественных и важных церемоний была коронация русского монарха. Император, украшенный царскими регалиями, благословлялся Православной церковью на правление Россией, показывался миру и короновался императором. Благодаря влиянию
Софьи Палеолог, жены
Ивана III, коронационные обряды приобрели и сохранили до
Николая II византийский оттенок.
Коронация наделяла русских правителей мистическими благами и духовными привилегиями, дарованными Богом, и божественной властью, даже если до церемонии могли пройти месяцы или годы от восшествия государя на престол. В течение этого времени для двора заканчивался период траура по предыдущему государю и подготавливалась масштабная церемония коронации его преемника. Церемония всегда проводилась в Успенском соборе, в Москве, хоть столица при
Петре I и была перенесена в Санкт-Петербург.
Начиная с
Ивана IV, правителей стали называть не великими князьями, а царями, от латинского «Цезарь». При Петре I в 1721 году титул был изменён на Император. Однако «царь» остался очень популярным, этим термином часто называли императоров вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Императорские регалии
Самым важным элементом из коллекции царских регалий, использующихся для коронации, являлась
корона Российской империи. Начиная с
Дмитрия Донского, русские правители короновались шапкой Мономаха, отороченной горностаевым мехом и украшенной драгоценными камнями и жемчугом. Пётр I заменил её новой короной, которую впервые надела
Екатерина I, поручив предварительно придворным ювелирам украсить её специально для неё.
При коронации императорской четы корону надевала и царица. Она была меньше по размеру, но идентична по внешнему вину. Впервые такую корону надела жена
Павла I,
Мария Фёдоровна. Для вдовствующей царицы
Александры Фёдоровны был создан отдельный экземпляр короны по случаю её присутствия на коронации сына. Короны царской четы называли Большой и Малой императорскими коронами.
Во времена Екатерины Великой был создан скипетр, украшенный бриллиантами и двуглавым орлом, а также держава, изготовленная по случаю коронации Екатерины в 1762 году из красного золота с рядами бриллиантов и крестом с большим сапфиром. На протяжении всего правления каждый государь имел свой собственный флаг, создаваемый к моменту его коронации. Накануне вечером его освящали в Оружейной палате и использовали впервые для коронации, а впоследствии для всех важных церемоний.
Церемония коронации
Под звон колоколов, в сопровождении супруги в карете и эскадронов кавалерии в Москву верхом въезжал новый государь. Он останавливался поклониться иконе Пресвятой Богородицы в часовне Иверской Богоматери, как было принято по традиции, многие цари в этот день объявляли амнистию заключённым. Крёстным ходом из Оружейной палаты в тронный зал доставлялись императорские регалии и предварительно освящённый флаг.
На следующее утро на Красной лестнице Кремлёвского дворца тридцать два генерала и такое же количество офицеров держали балдахин, под которым в сопровождении супруги, облачённый в регалии царь медленно следовал в Успенский собор для помазания и последующей коронации. За императорской четой торжественным парадом следовали Орден Андрея Первозванного, Государственный флаг, меч и царская печать, пурпурная мантия, держава и две императорские короны. К процессии присоединялись адъютант царя, генералы, гвардейцы, фельдмаршал с парадной булавой в руках, министры и многие другие приближенные.
У входа в собор государей встречал митрополит Московский, епископ подносил им крест для поцелуя и окроплял их святой водой. Внутри собора читались молитвы, государя усаживали на большой трон, принадлежащий
Михаилу I, первому правителю династии Романовых.
Царю вручали Библию для чтения отрывков из неё, пелись псалмы и митрополит покрывал государя пурпурным плащом, затем возлагал ему руки на голову, читая молитву: «Господи, царь царей, который избрал Давида через пророка Самуила и помазал его царём над Израилем, позволь нам помазать Твоего раба над Твоим народом кровью Твоего сына. Дай ему власть, даруй ему долгие дни, помести его на престоле праведников, укрепи его руку, убереги его от невезения, чтобы он праведно судил народ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, во веки веков. Аминь».
Затем новый государь возлагал себе на голову Императорскую корону, в то время как митрополит произносил слова, подтверждающие имперское верховенство: «Самый грозный и абсолютный господин, Царь всея Руси, это украшение на твоей голове есть символ того, что ты коронован царём царей». Царь принимал от митрополита скипетр и державу, а тот объявлял: «Коронованный Богом великий Государь, Император всея Руси, прими скипетр и державу, символы власти, данной тебе Всевышним, чтобы ты мог управлять народом согласно Его желанию».
Получив скипетр и державу, царь садился на трон и просил жену преклонить колени перед ним на малиновой подушке. Сняв корону со своей головы, он возлагал её на голову супруги, а затем снова на свою. Затем государь возлагал на её голову корону царицы, вручал ей орден Святого Андрея Первозванного и пурпурный плащ, что символизировало скрепление тела и души с Россией. Вся церемония длилась более пяти часов.
До правления Петра I Православная Церковь выступала против коронации женщин, это стало нововведением Екатерины.
При коронации
Александра II корона с головы
Марии Александровны упала, что было воспринято двором и обществом как дурное предзнаменование. После коронации супруге царя хор собора возносил молитву, призывающую императорскую чету к долгим годам здоровья и благополучному правлению. Пение сопровождалось звоном колоколов и залпами пушек.
Государь вставал на колени и, держа скипетр и державу, произносил молитву: «Господи, Ты, избравший меня царём над Своим народом, сделай меня достойным трудиться во имя дела, которое Ты поручил мне, научи меня, чтобы я делал всё по Твоей воле, с пользой для моего народа и для Твоей славы. В день Твоего суда я дам Тебе отчёт в моих действиях, во веки веков. Аминь». Когда он поднимался на ноги, все присутствующие в соборе преклоняли колени перед новым императором.
Затем совершалось миропомазание. Супруги подходили к алтарю, царю крёстным знамением мазали голову, уши, глаза, нос, рот, грудь и руки. Царице мазали только голову. Помазание символизировало печать Святого Духа. Раздавался колокольный звон, пушки выстреливали 101 раз, царь произносил присягу, после чего митрополит выводил его через Царские ворота и подавал ему хлеб и вино для причастия, а царица оставалась на месте, принимая причастие отдельно. После этого все присутствующие на коронации оказывали дань уважения новым государям, архидьякон благословлял их и всю императорскую семью, а хор пел «Многие лета».
После церемонии
По окончании ритуала царь и царица, сопровождаемые торжественной процессией, следовали в Благовещенский собор, а потом в Кремль, где готовился торжественный обед в Грановитой палате. Перед обедом государи приветствовали гостей других вероисповеданий, которым было запрещено входить в собор и присутствовать на коронации. На обед также приглашались потомки тех лиц, которые когда-либо в истории спасли жизнь предыдущим правителям.
По традиции, в банкете могли принимать участие только русские, поэтому иностранные гости сидели за отдельными столами в специально отведенных для этого нишах, но царь в течение всего обеда за каждого из них произносил тост. На обеде, посвящённом коронации Николая II подавали борщ с перцем, рыбу на пару, мясной рулет, ягнёнка, спаржу, салат, фазанов в сливочном соусе, на десерт фрукты в роме и мороженое.
После банкета устраивалось праздничное освещение Кремля, раньше со свечами, а последнее электрическим светом, затем фейерверк, танцы, балеты и оперы. Для жителей Москвы устраивался особый праздник и трёхдневный отпуск, а царь и царица раздавали им подарки. Во время коронации Николая II, омрачённой Ходынской трагедией, погибли 1389 человек, которые были затоптаны и раздавлены.