В Древнем и Средневековом мире лучники на лошадях обладали мощным сочетанием скорости и огневой мощи. Поэтому конные лучники были практически непобедимы.
Конный лучник - это кавалерист, вооружённый луком, который может стрелять, сидя на спине лошади.
Этот стиль ведения войны, по-видимому, возник на открытых равнинах Евразии как способ охоты и защиты стад животных. В войне сочетание лошади и лучника оказалось невероятно эффективным. Поэтому конные лучники встречались в Европе, Африке и Азии, а также в Северной и Южной Америке после реинтродукции лошадей.
Скорость и подвижность лошади в сочетании с дальнобойностью и огневой мощью лучника приносили бесчисленные победы на поле боя. Таким образом, на протяжении многих веков конный лучник был самой страшной и эффективной боевой силой в Древнем и Средневековом мире.
Происхождение конного лучника
Считается, что конный лучник появился на обширной евразийской равнине, когда бронзовый век сменялся железным. Кочевой образ жизни народов, населявших этот регион, способствовал развитию стрельбы из лука верхом на лошади. Для охоты и скотоводства требовалось отличное умение управлять лошадью, к тому же постоянно существовала угроза набегов соседних общин. Именно в этих же условиях более чем за тысячелетие до этого появилась колесница.
Однако по мере выведения более крупных лошадей и совершенствования технологии изготовления луков стоимость колесницы стала перевешивать её полезность. Конные лучники были дешевле, быстрее, мобильнее и могли использоваться в большем количестве, чем колесницы.
Фото: thecollector.com
Примерно в IX веке до н.э. конные лучники появляются в искусстве неоассирийской империи. Приблизительно в это же время начинают проявлять себя кочевые скифы. Поскольку евразийская степь была бедна ресурсами, кочевые народы этого региона никогда не были столь многочисленны, как их оседлые соседи. Не могли они конкурировать и по качеству и количеству вооружения и доспехов. Именно развитие конного лучника изменило ситуацию.
Армии конных лучников могли передвигаться дальше и быстрее, что значительно увеличивало мощь кочевых народов. Таким образом, скифские конные лучники заставляли трепетать целые империи и, возможно, послужили вдохновением для создания мифического кентавра.
Конные лучники против посаженной верхом пехоты
Лошади и луки, конечно, были присущи не только кочевым народам Евразии. Поэтому необходимо различать конного лучника и посаженную верхом пехоту. На самом базовом уровне конный лучник сражается как разновидность кавалериста и в бою остаётся на коне. Посаженная верхом пехота, напротив, выезжает на поле боя на лошади, а затем ссаживается с неё, чтобы сражаться. В Древнем и Средневековом мире это различие было очень важным, поскольку определяло, как будет проходить сражение.
Фото: thecollector.com
Несмотря на все преимущества, которые давало наличие в армии конных лучников, многие культуры Древнего и Средневекового мира всё же не использовали их. Это касается и тех, кто использовал посаженную верхом пехоту. В некоторых случаях дело было в географическом положении или в том, что окружающая среда не позволяла выращивать необходимых лошадей.
Для эффективной работы конных лучников необходимы широкие открытые пространства, поэтому горные районы и густые леса могли представлять проблему. Некоторые регионы просто не подходили для разведения лошадей, поэтому они были слишком ценными, чтобы рисковать ими в бою. Были и такие регионы, где отсутствовала культура конного боя. Например, и греки, и римляне отдавали предпочтение пехоте. Поэтому далеко не все культуры, в которых можно было использовать конных лучников, предпочитали это делать.
Снаряжение конного лучника
Важнейшими предметами снаряжения конных лучников как Древнего мира, так и Средневековья были, конечно же, лошадь и лук. В течение Древнего и Средневекового периодов произошёл большой прогресс в развитии снаряжения, необходимого для езды на лошади. Сёдла, подковы и стремена давали всадникам огромные преимущества.
Однако всё, что требовалось для успешного конного лучника, - это умение ездить со свободными обеими руками, что в большей степени зависело от мастерства всадника, чем от каких-либо технических средств.
То же самое можно сказать и о луке. Определённые типы и стили больше подходили для использования на лошади, но это не значит, что их нельзя было использовать вообще. Однако обычно предпочтение отдавалось более коротким составным лукам. Такие луки были достаточно короткими, чтобы их было удобно использовать на спине лошади, и при этом сохраняли свою дальность и мощность.
Фото: thecollector.com
Как правило, конные лучники шли в бой практически без доспехов. Скорость лошади была основным средством защиты. Изредка встречались тяжеловооружённые конные лучники, которые также вступали в ближний бой, но это не было нормой. Большинство конных лучников предпочитали по возможности избегать прямого ближнего боя. Однако, поскольку этого не всегда удавалось избежать, большинство из них обычно имели при себе какое-либо вспомогательное оружие, например меч, кинжал или топор.
Тактика конного лучника
В бою конные лучники обычно сражались как застрельщики. Их целью было измотать и изнурить противника. Они использовали тактику наскока, чтобы вызвать беспорядок и замешательство, выманивая противника из строя, чтобы окружить и уничтожить его. Эта тактика возникла на основе тех же движений, которые использовались для охоты и выпаса животных в степи. Она позволяла конному лучнику использовать большую скорость и мобильность, не вступая при этом в прямые столкновения с противником. После того как конные лучники достаточно измотали, истощили и привели в беспорядок противника, они выдвигались для нанесения завершающего удара.
Конные лучники Древнего мира и Средневековья часто сражались совместно с более тяжеловооружёнными и бронированными подразделениями, такими как катафрактарии. После того как конные лучники достаточно измотали противника, именно эти тяжёлые войска наносили завершающий удар.
Фото: thecollector.com
Однако тяжёлые конные лучники действовали несколько иначе. В отличие от своих лёгких собратьев, которые сражались плавно и хаотично, тяжёлые конные лучники сражались в чётко определённом строю. Они выпускали стрелы залпами, чтобы ослабить противника, а затем вступали в ближний бой. Это делалось для того, чтобы разбить строй противника, чтобы при столкновении с ним конница имела больший успех.
Конные лучники на территории Евразии
Самые ранние свидетельства о конных лучниках встречаются в евразийской степи и в искусстве неоассирийцев в эпоху раннего железного века. В это время кочевники-скифы совершали набеги через Кавказ на Древний Ближний Восток. Конные лучники заменили колесницы во многих древних армиях, так как были дешевле в снаряжении, обучении и содержании. Хотя конные лучники использовались неоассирийцами и мидянами, именно персы Ахемениды были одной из главных движущих сил их распространения.
Греко-персидские войны и завоевания
Александра Македонского привнесли эту концепцию в эллинистический мир и, возможно,
в Индию. Контакты между Китаем и Греко-Бактрийским царством способствовали поставке лошадей, необходимых для развития китайской конной стрельбы из лука как способа борьбы с варварами-захватчиками. Затем Рим и так называемые «варварские захватчики» обеспечили распространение конных лучников во всех уголках Средиземноморья и Европы.
Фото: thecollector.com
К эпохе Средневековья конный лучник уже стал привычным явлением на всём Евразийском континенте. Однако концепция продолжала распространяться, достигнув берегов Японии и джунглей Вьетнама. Именно в эпоху Средневековья появились одни из самых лучших конных лучников. Немногие армии могли соперничать с турецкими и монгольскими конными лучниками, пронёсшимися по Азии, Европе и Африке. Именно конные лучники в этот период создали одни из самых крупных сухопутных империй, которые когда-либо видел мир.
Сражения конных лучников
Возможно, самым крупным сражением конных лучников античности была
битва при Каррах в 53 г. до н.э., в которой участвовали римляне под командованием
Красса и парфяне под командованием
Сурены. 40 тыс. римлян Красса вступили в бой, и 10 тыс. парфян Сурены заманили их в плоскую пустынную местность. Непрерывные атаки парфянских конных лучников постепенно изматывали римлян.
Римляне пытались справиться с конными лучниками, но их одолевали парфянские катафрактарии. К моменту окончания битвы около 20 тыс. римлян, включая Красса, были убиты, ещё 10 тыс. попали в плен. Потери парфян были минимальными.
В эпоху Средневековья примеров сражений с участием конных лучников гораздо больше, и битва при Манцикерте в 1071 г. н.э. является отличным примером. Здесь 40 тыс. воинов под командованием византийского императора Романа IV столкнулись с 30-50-тысячной армией сельджукского султана Алп-Арслана. По мере продвижения византийской армии сельджуки отступали, а конные лучники сельджуков непрерывно осыпали их стрелами. Отдельные византийские отряды пытались вступить в бой с конными лучниками, которые просто уносились галопом.
Когда наступила ночь, а армия рассредоточилась, Роман приказал отступить, чтобы реорганизовать свои силы. В этот момент сельджуки бросились в атаку. Большая часть византийских войск сразу же обратилась в бегство, но некоторые героически сопротивлялись. Однако в конечном итоге византийцы были разбиты, а сам Роман попал в плен.
Абсолютный максимум господства конного лучника на поле боя пришёлся на XII-XIII вв. н.э. Именно в это время монголы под предводительством Чингисхана и его ближайших преемников создали величайшую сухопутную империю, которую когда-либо видел мир. Монгольские конные лучники одерживали победы в сражениях, проходивших от Японии до Центральной Европы, буквально прокладывая себе путь через весь Евразийский континент.
Фото: thecollector.com
Доминирование монгольских конных лучников не было результатом применения какой-то новой тактики или революционной технологии. Они сражались в манере и с оружием, которые были бы вполне знакомы сельджукам и парфянам. Скорее, могучими монгольских конных лучников делали их организаторские способности, дисциплина и мастерство вождей.
Это же стало и их гибелью. Монгольские конные лучники редко терпели поражение на поле боя, а если и терпели, то, как правило, от противника, имевшего на вооружении своих конных лучников. Причиной их гибели стала гражданская война, когда различные монгольские военачальники воевали друг с другом. И теперь они уделяли столько же внимания борьбе друг с другом, сколько и с внешними врагами. Такое случалось не в первый раз.
Лучших конных лучников обычно набирали из кочевых племён, которым из-за постоянных междоусобиц было сложно удерживать армию вместе в течение длительного времени.
Наследие конных лучников
Конные лучники всегда были слабы против пеших лучников, которые могли их перестрелять и были более мелкой целью. И развитие и совершенствование огнестрельного оружия привело к тому, что конный лучник перестал существовать. Однако этот процесс был долгим, и конные лучники продолжали выигрывать сражения вплоть до XIX века.
Огнестрельное оружие, железные дороги и механизированный транспорт в конце концов положили конец господству конного лучника даже в степях и на равнинах. В результате навыки и традиции конного лучника стали исчезать, пока в течение XX века не возродились во многих частях света. Сегодня различные школы стрельбы из лука верхом на лошади можно встретить в Европе, Азии, Африке и Америке.
На протяжении тысячелетий конный лучник доминировал на полях сражений Древнего и Средневекового мира. Хотя им часто бросали вызов, они редко терпели поражение. Хотя им не удавалось захватывать крупные укреплённые города, они внесли огромный вклад в создание величайших империй, которые когда-либо видел мир. Их скорость, мобильность и мастерство владения луком вдохновили на создание бесчисленного множества великих произведений искусства и литературы.
Фото: thecollector.com
В результате многие культуры приняли конного лучника как важный аспект своего культурного наследия и самобытности. В настоящее время стрельба из лука верхом на лошади процветает по всему миру, а её многовековая история представлена множеством школ и стилей.
Если имеется возможность увидеть демонстрацию стрельбы из лука верхом на лошади, то необходимо воспользоваться ею, таким образом можно в какой-то мере приобщиться к тысячелетним традициям.