После того, как царь саков
Рудрадаман I серьёзно подорвал могущество династии
Сатавахана, отвоёвывая у
Вашиштипутры Сатакарни всё больше территорий, династия начала приходить в упадок. Младший брат Вашиштипутры,
Яджна Шри Сатакарни, взяв под своё управление оставшиеся земли, стал последним императором Сатаваханы в 165 году. Некоторые территории ему удалось вернуть, победив в нескольких битвах западных сатрапов.
Война Сатаваханов и саков с древними племенами
Яджна воевал с сыном Рудрадамана, Дамаджадашри I, который стал правителем западных сатрапов, унаследовав от отца его земли. Он отвоевал у саков юг центральной и западной Индии, но династию спасти не смог, а западные сатрапы ещё два столетия процветали и расширяли свои земли.
Одна из
пещер Насика, которая была начата неким аскетом
Бопаки, была завершена женой Яджны по имени
Бхавагопа на 7-м году его правления. Его имя есть и в двух пещерах Канхери, это доказывает, что Сатаваханы ещё владели этими территориями в конце династии. В другой пещере найдено упоминание о том, что она была подарена Яджной некой мирянке по имени
Мамма. В
Пуранах говорится, что Яджна правил 29 лет. Во времена его правления Центральная Индия страдала от набегов племён
Малавов на севере и
Абхиров на юге.
Древнее индийское племя Малавы поселилось в районе Пенджаба во время вторжения
Александра Македонского в IV веке до нашей эры. Позже они мигрировали на юг, и их власть в результате вторжений саков постепенно пришла в упадок. В центральной Индии в их честь назван регион Малва. Считается, что они произошли от древнего индоарийского племени Мадра, существовавшего ещё с железного века. В древних индийских текстах упоминаются «
сто сыновей Ашвапати, царя Мадры», которых назвали малавы в честь их матери
Малави.
Абхиры и их богини
Считается, что древний народ Абхиров перебрался в Индию из восточного Ирана во время вторжения Александра Македонского. Название Абхира означает «тот, кто наводит на всех ужас», а их первые поселения располагались в дельте Инда. Абхиры поклонялись Кришне, которого считали главой, наставником и предком их племён. После правления Яджны Шри Сатакарни Абхиры стали непосредственными преемниками Сатаваханов.
Кроме Кришны, Абхиры поклонялись двум главным индуистским богиням: Гаятри и Дурге. По легенде, Гаятри была девушка из племени Абхира, которую бог бури Индра привёл к Брахме, чтобы помочь ему в ритуале жертвоприношения. Во время этого ритуала Гаятри стала второй женой Брахмы. Первая его жена, Савитри, разгневалась, узнав о появлении Гаятри, и прокляла всех богов, которые помогали Брахме в ритуале. Однако, Лакшми, Вишну и самому Брахме удалось умилостивить Савитри, и она приняла Гаятри, как сестру. Эту богиню изображают с десятью руками и пятью лицами, часто верхом на лебеде.
Легенды о богине Дурге связаны с борьбой с демоническими силами, угрожающими процветанию, миру и дхарме, олицетворяющими победу добра над злом. Считается, что Дурга влечет за собой разрушение и обрушивает свой гнев на нечестивцев, освобождая угнетенных. Она изображается как красивая женщина с множеством рук, держащих оружие, едущая верхом на тигре или льве и побеждающая демонов. Дурге поклоняются после сбора урожая, проводя в это время посвященные ей фестивали.
Фото: dzen.ru
Одна из легенд о Дурге рассказывает об убийстве ею демона Махишасуры. Он был полубуйволом, который был так предан Брахме, что ради него совершил суровое покаяние. Через несколько лет Брахма спросил у него, что он хочет за свою преданность. Демон попросил стать бессмертным, но Брахма отказался. Тогда Махишасура попросил о смерти только от рук женщины и получил этот дар от Брахмы. Но демон считал женщин не способными на убийство, слабыми и бессильными, поэтому стал мучать их. Тогда женщины обратились к Дурге за защитой.
Химаван, богиня Гималаев, подарила Дурге льва в качестве скакуна, и она предстала перед Махишасурой на своём льве. Демон стал принимать разные обличия и нападать на богиню, но каждый раз она разрушала его обличия, и наконец, убила Махишасуру трезубцем, когда он превратился в буйвола.
Династия Абхиров
«Наводящие ужас» Абхиры оказались могущественнее Малавов и не остановились на завоевании Пенджаба, а покорили Раджастан и двинулись дальше на юг и запад. Сначала они маскировались на службе у западных сатрапов и Сатаваханов, и к 181 году приобрели большое влияние при дворе сакского правителя Рудрасимхи I.
Когда Сатаваханы и саки погрязли в войне друг с другом, Абхиры создали собственную империю, которую возглавил Ишварсена Абхира, служивший генералом у Рудрасимхи и ставший основателем династии и преемником Яджны Шри Сатакарни в 188 году. Его потомки на протяжении девяти поколений правили большими территориями в Декане.
Ишварсена был единственным исторически подтверждённым правителем династии Абхиров.
В одной из пещер Насика упоминается, что на девятом году его правления он дважды финансировал торговые гильдии с целью закупки лекарств для больных монахов, живущих на холмах Насика в монастырях. Абхиры продолжали воевать с саками, и один раз Рудрасимхе I удалось даже свергнуть Ишварсену, но тот вернул себе трон.
После смерти Ишварсена Абхиры потеряли часть своих территорий в результате нападения племени Вакатаков с севера, а со временем были вытеснены их феодалами. Но многие мелкие вожди Абхира продолжали править до четвертого века, но без суверенитета, пока окончательно не потерпели поражение. Династия Вакатака, возникшая в Декане в середине III века, была наиболее важным современником Гуптов в северной Индии.