После смерти императора
У Дина из
династии Шан в 1265 году до нашей эры на трон взошёл его сын
Цзу Гэн, чьё имя при рождении было
Цзы Яо. Он построил в честь своего отца храм Гао Цзун, а в честь своей матери - Хоуму Дин. Его матерью не была
Фу Хао,
женщина-полководец, а
Фу Цзин, другая жена У Дина. Цзу Гэн правил семь лет, и его сменил младший брат
Цзу Цзя, который стал императором в 1258 году до нашей эры.
Цзу Цзя долго воевал с пиратами Западного Ронга и победил их лишь на тринадцатом году своего правления. У него было два сына-близнеца, Цзы Сяо и Цзы Лян, которых он сделал принцами на двадцать седьмом году правления.
Цзу Цзя запретил жертвоприношения мифическим богам, а также рекам и горам, разрешив только жертвоприношения реальным историческим личностям, таким как его отец У Дин.
Древние свидетельства сообщают, что при его правлении династия Шан стала распадаться. К краху привело ужесточение строгих и сложных уголовных законов, хотя в первые годы Цзу Цзя ещё как-то заботился о жизни простых людей, потом стали вспыхивать восстания, которые император жестоко подавлял. Цзу Цзя сменил Линь Синь в 1225 году до нашей эры, оставался на троне шесть лет, и его преемником стал младший брат Кан Дин, которому потом наследовал его сын У И.
Зарождение династии Чжоу
На 21-м году правления У И умер вождь племени Чжоу, Коуфу, и его место занял Цзи, который начал нападать на соседние племена и захватывать их территории. В одном из племён Ицюй после смерти вождя остались два его сына от разных матерей, которые устроили войну за трон. Воспользовавшись их борьбой, Цзи напал на них и захватил территорию Ицюй. На 34-м году правления У И Цзи приехал к нему в столицу, чтобы отдать дань уважения, и император подарил ему 30 кусков нефрита и 10 лошадей.
Существует легенда о том, что в конце жизни У И стал относиться непочтительно к богам и богохульствовать. Он сделал куклу и объявил, что это бог неба, а потом стал играть с куклой в китайские шахматы. Естественно, «бог неба» всё время проигрывал императору, а тот насмехался над ним.
В другой раз он наполнил кожаный мешок кровью, подвесил его и стал стрелять в него из лука. Эту забаву он называл «бомбардировкой небесных богов», говоря, что бог неба, грома и молний - пустое место. На 35-м году правления У И охотился у Жёлтой реки, внезапно разразилась гроза, император был поражён молнией и умер.
Императора У И сменил его сын Вэнь Дин. У него был вассал, некий Цзили из династии Чжоу, который решил завладеть территориями династии Шан, но Вэнь Дин победил его. Но спустя два года Цзили снова напал и в течение нескольких лет отвоевал у Шанов три провинции. При завоевании третьей провинции Цзили взял в плен нескольких генералов Вэнь Дина. Тот стал не на шутку беспокоиться о том, что династия Чжоу становиться слишком могущественной, и послал к Цзили убийц.
Император-полукровка
В 1192 году до нашей эры Вэнь Дин умер, и трон занял его сын Ди И, а его сын, Цзы Шоу, был рождён от женщины не очень знатного происхождения, но имеющей родственные связи с племенем Чжоу. В 1155 году до нашей эры он стал последним императором династии Шан и взял имя Шан Чжоу Синь или Ди Синь. Согласно легенде, он обладал чрезвычайными способностями, был необычайно умён и побеждал во всех спорах, а также был невероятно силён и убивал диких зверей голыми руками.
В семье бывшего императора Ди И, отца Ди Синя, все отличались какими-то необыкновенными качествами. Его брат Би Ган, дядя Ди Синя, был известным мудрецом, которому в последствии поклонялись, как богу, и вплоть до сегодняшнего времени его имя упоминают при праздновании китайского нового года. Сыновья Ди И, братья Ди Синя, Цзы Ци и Цзы Янь, позже правили вассальным государством Чжоу Сун. Сам Ди Синь расширил свою империю, проводя многочисленные сражения и завоёвывая территории окружающих племён.
Однако, в последние годы Ди Синь стал увлекаться выпивкой, женщинами и игнорировать все государственные дела. По свидетельствам древних историков, он устраивал оргии, на которые приглашал множество людей, совершал аморальные поступки с наложницами и распевал песни с грубыми текстами. По легенде, он подпал под влияние своей жены Даджи, которая была одержима злым духом лисы.
Дух лисы, вселившийся в наложницу
Раньше Даджи сама была наложницей Ди Синя, а потом он женился на ней, и она стала его любимой женой. Она считалась классическим примером красоты, и говорят, что именно она привела к падению династии Шан. Даджи была похищена императором при набеге на одно из племён. Когда они ночевали в лесу, прежде чем вернуться домой с военной добычей, в девушку вселился тысячелетний дух лисы.
Фото: aminoapps.com
Ди Синь безумно влюбился в Даджи, забыл о государственных делах и старался во всём доставить ей удовольствие. Она любила животных, поэтому император открыл для неё зоологический сад Ксанаду и заселил его редкими видами животных и птиц. Даджи имела необычные извращённые музыкальные вкусы, и Ди Синь приказал своим хореографам придумывать для неё эротические танцы и сочинять непристойную музыку.
Он выкопал пруд и наполнил его вином, а вокруг соорудил деревья, с веток которых свисали шампура с жареным мясом, и пригласил на пир 3000 гостей. В центре пруда был устроен небольшой остров, до которого можно было доплыть на каноэ. Они играли в салки обнажёнными, развлекая Даджи. Одна из наложниц отказалась участвовать в оргии, и император казнил её, а её отца разрезали на куски и съели вассалы Ди Синя. Это считалось одним из самых известных случаев упадка правителя в истории Китая.
Злой дух лисы, вселившийся в Даджи, совсем обезумел. Увидев одного фермера, идущего по льду босиком, Даджи приказала отрезать ему ступни и принести ей для изучения, чтобы выяснить, что заставляет людей не чувствовать низкие температуры. Потом она разрезала живот беременной женщины, чтобы посмотреть, как расположен плод внутри.
В Древнем Китае была поговорка «Сердце хорошего человека имеет семь отверстий». Даджи приказала вырезать сердце дяди Ди Синя, мудреца Би Ганя, чтобы проверить, так ли это. Вот почему этого человека потом обожествили и поклонялись ему, как святому.
Самым известным изобретением Даджи был метод издевательства над жертвой под названием Паолао.
Бронзовый барабан, смазанный маслом, нагревали с помощью древесного угля, которым его наполняли. Жертву ставили на барабан и смотрели, как она, подпрыгивая и поскальзываясь на маслянистой поверхности, корчится от боли на раскалённом металле.
Ди Синь и Даджи весело смеялись, глядя на муки жертв, которые варьировались от заключённых и простых людей до высокопоставленных правительственных чиновников. Одним из примеров подобного преступления стал главный советник Ди Синя, Мэй Бо.
Однажды Мэй Бо увидел, как во дворец императора ведут под стражей астролога Ду. Зная, какие развлечения происходили во дворце после появления Даджи, околдованной злым духом лисы, Мэй Бо догадался, что грозит астрологу. Он решил поговорить с Ди Синем и вразумить его, заручившись поддержкой министра Жуна. Вдвоём они пытались убедить императора в том, что астролог много лет верно служил во дворце и было бы несправедливо так жестоко наказывать его. Но за это они получили лишь приговор к избиению до смерти.
Однако, Даджи предложила Ди Синю более интересное развлечение: сжечь Мэй Бо заживо. Была подготовлена большая печь, советника раздели и собирались бросить в огонь. Перед смертью он произнёс: «Ты глупый правитель! Убить меня легко, но я сожалею лишь об одном - что твоя жестокость и глупость положит конец славной династии, заложенной великим Шан Таном!». После этих слов Мэй Бо бросили в печь. Его смерть привела в ужас даже повидавших виды стражников императора. Позже Мэй Бо был провозглашён богом Звезды Тианде.
Чтобы финансировать подобные развлечения, Ди Синь ввёл непосильные налоги. Люди сильно страдали, родственники обезумевшего императора пытались уговорить его прекратить свои выходки, но их либо убивали, либо заключали в тюрьму.
В конце концов армия династии Чжоу напала на Ди Синя и победила его. Он скрылся во дворце, собрал вокруг себя все свои сокровища, а потом поджёг свой дворец и сгорел там. Даджи была казнена по приказу У Чжоу, нового императора новой династии
Древнего Китая.