Прогнав сына, царь
Саул начал войну против амаликитян, древнего народа, жившего в пустыне Негев. Их племя получило своё название по имени первого вождя
Амалика, правнука
Исаака. Амаликитяне вероломно напали на народ Израиля, хоть и происходили от одних предков. Как потомки Исаака, все они были почти родственниками.
Война с амаликитянами
Амаликитяне не раз нападали на израильтян, будучи кочевым племенем. Израильтяне же хотели осесть на земле Ханаанской, а народ Амалика мешал их трудному передвижению, объединяясь против израильтян с другими племенами. Люди Израиля были истощены и утомлены, участвуя в борьбе лишь слабыми силами, но Саулу всё же удалось организовать успешную экспедицию против врага и захватить в плен царя амаликитян, Агага, правившего этим народом в то время.
Армия Саула полностью истребила всех амаликитян, пощадив лишь Агага, за что навлекла гнев Самуила, который приказал Саулу казнить и их предводителя. Он объяснил это повелением Бога и сказал Саулу, что тот должен истребить и весь скот амаликитян. Саул отказался, так как грабёж и уничтожение животных были не в правилах Саула, тогда Самуил сам казнил Агага, сказав ему: «Как твой меч лишил женщин детей, так и твоя мать лишится сына». Саулу Самуил за непослушание объявил, что с этого момента перестанет быть его советником.
Пророк сдержал своё слово и тайно помазал на царство Давида. Пока он ничего не сказал Саулу, и тот продолжал править ещё несколько лет, в течение которых умер старый Самуил. Однажды перед битвой с филистимлянами Саул, которому очень не хватало советов Самуила, решил вызвать его дух. Он заручился помощью одной колдуньи, и когда дух явился к Саулу, он предсказал, что тот потерпит поражение в борьбе с филистимлянами, но царь всё же решился на битву, несмотря на пророчество.
К тому времени вернулся царевич Ионафан, и отец и сын помирились, отправившись вместе сражаться с врагом, к ним присоединились два других сына Саула, братья Ионафана. Лишь самый младший, Ишваал, не участвовал в битве.
Битва при Гильбоа
Филистимляне были достаточно сильным врагом для израильтян, поэтому Саул сначала решил применить партизанскую тактику, но потом ему всё-таки пришлось выйти на поле боя. У филистимлян были боевые колесницы, и израильтяне не решались столкнуться с врагом на равнине, поэтому отступили к скалам.
Но филистимляне не побоялись горных хребтов, и среди людей Саула было много жертв. Он видел, как терпит поражение его войско, он сам был окружён и ранен, все три его сына погибли.
Чтобы не сдаться в плен, Саул попросил своего оруженосца пронзить его мечом, но тот отказался убить своего царя. Тогда Саул сам бросился на свой меч.
Филистимляне снова захватили Ковчег Завета, повесили тела Саула и его сыновей на стены своего города, но храбрые израильтяне сняли их и отдали Давиду. Давид горько оплакивал смерть своего друга, Ионафана, сочинил погребальную «Песнь лука» в честь его и Саула и взял под своё покровительство пятилетнего сына друга, Мериб-Ваала. Благодаря этому жесту род Ионафана продолжался ещё на протяжении нескольких поколений. Саула и его сыновей Давид похоронил на земле Вениамина.
Согласно Библии, смерть Саула была наказанием за проведённый некромантский обряд, благодаря которому он призвал дух умершего Самуила, чтобы получить указания, касающиеся предстоящей битвы. Полезного совета Саул не получил, а лишь подтверждение божественного гнева, которым пренебрёг. Причём подобные кощунственные обряды были запрещены самим же Саулом, который нарушил собственный закон и навлёк на свой народ бедственное поражение
филистимлянами и смерть своих сыновей.
После смерти Саула в 1003 году до нашей эры народ короновал его сына, Ишбаала, не зная, что Самуил помазал царём израильтян Давида.