Пожалуй, самым коротким, возможно, менее года, стало правление фараона
Шепсескара, известного ещё как
Шекемхау, который умер в 2473 году до нашей эры. Его гробница не была обнаружена, равно как и захоронения его чиновников. Единственная информация о нём засвидетельствована на Палермском камне и касается солнечного храма «Престол Ра», где было обнаружено его имя. Но неожиданной находкой стал
жук-скарабей с именем фараона Шепсескара.
Значение амулета скарабея для древних египтян
Скарабеи изображались в виде священного жука в древнеегипетском искусстве и представляли собой живопись или украшения. Они использовались в качестве небольших амулетов, изготовленных из камня, но при храмах были обнаружены и большие каменные изваяния. Древние египтяне называли скарабеев «чеперер» в честь бога Чепре, который символизировал восход и утреннее солнце. Это божество изображалось в виде навозного жука или человека с головой скарабея. В гробницах его изображали с расправленными крыльями.
Скарабей, по мнению древних египтян, во всём был похож на солнце, которое утром само поднималось из-под земли, и бога Чепре называли «тот, кто возник сам по себе». Навозный жук толкал перед собой шарик, подобный солнцу, которое бог-скарабей выталкивает утром из-за горизонта.
Скарабея связывали с Ра и его путешествию на солнечной ладье по небу. Этого жука почитали ещё и потому, что считали его символом мужского творчества. Жук откладывал яйца в навоз, скатывал его в шарик и закапывал в ил, а появление в результате этих манипуляций потомства служило как символом возрождения, так и подземного движения солнца в мире мёртвых.
Скарабей в качестве амулета имел значение «воскресение и жизнь», и египтяне считали его талисманом на удачу.
Жукам придавали и более практическое значение. Они чувствовали разлив Нила, отступали от воды, забирались в дома и тем самым сообщали египтянам о скором приближении долгожданной влаги.
В Египте скарабеев обычно вырезали из камней, а позже из золота и серебра, стекла или гранита, а также из базальта, лазурита, алебастра и аметиста. В амулете делали отверстие и носили на нитке или кольце. На обратной стороне амулет украшали узорами или наносили иероглифы.
Фото: grimoire.club
Начиная с 12 династии на скарабеях стали писать имена фараонов или важных чиновников. Амулеты-скарабеи были крошечных размеров, не более 1 см. Более крупные, до 5 - 6 см в длину, украшали религиозные надписи, и их обматывали бинтами.
Загадки гробниц Шепсескара
О семье фараона Шепсескара почти ничего не известно. Так как строительство его солнечного храма было начато недалеко от места расположения пирамид
Сахуры и
Усеркафа, можно предположить родственные связи между этими правителями. По расположению и архитектуре гробницы царицы
Нимаатапи II похоже, что она была женой Шепсескара. Её мастаба датируется серединой пятой династии, а так как пирамида Шепсескара осталась незавершённой, его жена была похоронена в Гизе, хоть и не Гиза уже была царским некрополем при пятой династии, а Абусир.
Комплекс пирамид Шепсескара был заброшен почти сразу же после начала строительства, через несколько недель или месяцев. В этот период была построена площадка размером 100х100 м и выкопан котлован для подземных погребальных камер. Осталось лишь название пирамиды, которая должна была бы стать усыпальницей правителя - «Пробуждение Шепсескара». Так как не доказано родственных связей между Шепсескаром и его предшественником Нефериркаром, возможно, возникли споры о наследии престола.