По мере расширения территории Северо-Запада Америка столкнулась с населением, которое веками занимало эту территорию под предводительством Текумсе.
Воин племени шауни, достигший величия в своём племени, Текумсе был уверен, что алчность белых поселенцев не может быть удовлетворена. Не видя конца вытеснению коренного населения с американского континента, он решил, что единственным средством защиты является самооборона и что единственным шансом на успех является объединение племён.
Текумсе - падающая звезда
Текумсе родился 9 марта 1768 года в деревне шауни Пика на территории современного штата Огайо. В ночь его рождения по тёмному небу пронёсся удивительный метеор, озаривший небосвод. В культуре, тесно связанной с миром природы, это было предзнаменованием, предсказанием величия, и младенца назвали Текумсе, что на языке шауни означает «падающая звезда».
Фото: thecollector.com
В раннем возрасте Текумсе потерял родителей, и его воспитанием занимались старшие братья и сёстры, особенно сестра, которая подчёркивала важность кодекса чести шауни в его воспитании.
Позже Текумсе был усыновлён вождём Чёрная Рыба, который воспитывал его вместе с несколькими белыми приёмными братьями, захваченными в качестве военнопленных. Несмотря на это, юноша вырос с глубокой неприязнью к белым: он видел, как родину его племени разрушали поселенцы, наблюдал сражения во время войн, в которых его приёмный отец выступал на стороне англичан.
Начало жизненного пути, полного потерь
Когда Текумсе было шесть лет, его отец был убит белыми солдатами. Устная история гласит, что отец, находясь на смертном одре, настаивал на том, чтобы его юный сын пообещал защищать свой народ от вторжения белых людей.
Вскоре после смерти мужа мать Текумсе оставила его и отправилась с членами своего племени (она была Маскоги Крик) на территорию, ставшую в последствии штатом Миссури. После этого о её судьбе мало что известно. Несмотря на потери и враждебное отношение к врагам своего народа, Текумсе даже в юном возрасте отличался неприязнью к жестокости.
Фото: thecollector.com
Он не стеснялся говорить, если видел несправедливость, даже по отношению к противнику, и презирал пытки и увечья. Он верил в то, что в бою враг должен быть побеждён силой, а его моральные устои незыблемы.
Рождение воина
Текумсе начал сопровождать вождя Чёрную Рыбу в сражениях во время Революционной войны и вырос в то время, когда война была частью повседневной жизни. Он присоединился к Джозефу Бранту (вождю моухоков) и сражался в его Ирокезской лиге, где на собственном опыте убедился в преимуществах объединённых сил коренных народов.
После войны Текумсе продолжал сражаться вместе с членами своего племени. Ряд стычек произошёл на его родине, в районе, который стал известен как «Старый Северо-Запад» или Северо-Западная территория. Он также отправлялся на юг, чтобы помочь союзникам своего племени - чероки. Большинство этих столкновений происходило с белыми поселенцами и ополченцами.
Фото: thecollector.com
В конце 1700-х годов он участвовал в битвах при Вабаше и при Фоллен Тимберс, что ещё больше укрепило его репутацию как воина.
Текумсе был прирождённым лидером, и его соратники охотно шли за ним, он был талантливым оратором и часто мог своими словами изменить ход событий.
Благодаря своему «серебряному языку» Текумсе был избран представителем не только шауни, но и других племён региона на советах, переговорах по заключению договоров и других мероприятиях. В конце XVIII - начале XIX вв. он участвовал в качестве представителя в больших советах в Урбане и Чилликоте. Он уделял время изучению прошлых договоров в надежде лучше понять их юридические и социальные последствия.
Создание конфедерации
Текумсе давно мечтал создать объединённую силу коренных американцев, которая могла бы противостоять посягательствам белых поселенцев. После битвы при Фоллен Тимберс он сделал первый шаг к осуществлению этой мечты, основав новую деревню с 250 воинами у места слияния рек Типпеканоэ и Уабаш. Позднее это место станет известным как Профестаун, расположенный на территории современного штата Индиана. Однако Текумсе не был «пророком» Профестауна. Это был его брат, Тенскватава, который плечом к плечу со своим старшим братом работал над воплощением мечты об устойчивом объединении сил коренных народов.
Фото: thecollector.com
Тенскватава был рождён Лалаветикой, что означает «Производящий Много Шума». Он так и не смог вписаться в образ жизни типичного юноши-шауни, с трудом справляясь с атлетическими упражнениями и охотой. Он потерял правый глаз после того, как повредил его при вырезании стрел. Его попытки вписаться в общество привели к тому, что он стал алкоголиком, пока в возрасте тридцати лет не пережил духовное пробуждение.
В 1805 году Тенскватава объявил, что получил послание от Хозяина Жизни, или Великого Духа, и выступил за возвращение к традиционным устоям коренного населения. Именно тогда он изменил своё имя на Тенскватава, что означает «открытая дверь». Он призывал своих последователей отказаться от алкоголя, носить традиционную одежду и исключить из своей жизни все проявления белой культуры. Он ещё больше заинтересовал своих последователей, когда точно предсказал солнечное затмение в 1806 году, и население Профестауна быстро выросло.
Текумсе начал путешествовать по восточным районам США, чтобы собрать новых членов для своей конфедерации. Вскоре его идеи поддержали представители племён шауни, кикапу, потаватоми, виннебаго, делаваров и других племён. Однако в 1811 году, находясь с визитом на юге США, брат Текумсе совершил ошибку, которая дала первые трещины в общеплеменной конфедерации.
Типпеканоэ и 1812 год
Осенью 1811 года Текумсе находился на юге, набирая новых членов для присоединения к своей группе в Профестауне. В его отсутствие Тенскватава решил вступить в бой с войсками Уильяма Генри Гаррисона у реки Вабаш, неподалёку от Профестауна. Гаррисон уже давно предпринимал попытки развалить конфедерацию и подавить сопротивление коренного населения. В данном случае его усилия увенчались успехом, и произошло сражение при Типпеканоэ.
Фото: thecollector.com
Воины Гаррисона стойко отразили атаку Тенскватавы и дотла сожгли Профетстаун. Поверженный и дискредитированный, «Пророк» бежал в Канаду, а его сторонники покинули его. Он умер в 1836 году в относительной безвестности.
Тем временем Текумсе продолжал собирать себе сторонников в своих странствиях, прибегая к помощи таких природных явлений, как комета и землетрясение в Новом Мадриде в декабре 1811 года, убеждая своих последователей в том, что они связаны с его силой как лидера и общением с Великим Духом. Несмотря на отсутствие дома, Текумсе не испытывал недостатка в воинах, готовых поддержать его: число сопровождавших его бойцов иногда превышало тысячу человек.
В июне следующего года Соединённые Штаты объявили войну Великобритании, и началась война 1812 года. Некоторые племена Северо-Западной территории разделились во мнениях относительно того, кому они будут верны, но Текумсе и его люди быстро перешли на сторону англичан.
Сыграв важную роль в захвате Детройта, Текумсе воспользовался этим успехом, чтобы вновь отправиться в путешествие по стране в надежде привлечь сторонников и подстрекнуть коренных жителей к восстанию против американцев.
Он был отвергнут некоторыми племенами, однако особой популярностью пользовался у фракции криков, известной как «Красные палочки», которая оказывала сопротивление тогдашнему генералу и будущему президенту Эндрю Джексону на юго-востоке страны. Представители фракции «Красные палочки» ответили на его призыв к оружию.
Участие Текумсе в войне 1812 года продолжится до весны 1813 года. В форте Мейгс над Толедо, штат Огайо, Текумсе, его воины и англичане вступили в бой с Гаррисоном. Текумсе уничтожил бригаду капитана Уильяма Дадли из Кентукки, направлявшуюся к форту, но этого оказалось недостаточно, чтобы остановить контратаку Гаррисона. Американские войска одержали победу. Текумсе и его люди последовали за англичанами под командованием генерала Генри Проктера в Канаду.
Смерть на Темсе
5 октября 1813 года станет решающим днём не только в войне 1812 года, но и в судьбе Текумсе. В этот день войска Гаррисона преследовали объединённые силы британцев и коренных жителей до реки Темсы в Моравиантауне, на территории современной южной провинции Онтарио. Текумсе принимал самое активное участие в этом сражении, во многом определяя его стратегию. Однако Гаррисон и его люди одолели объединённые силы, и в ходе сражения Текумсе был убит.
Конфедераты вынесли его тело с поля боя и похоронили, хотя место его захоронения не было обозначено и на сегодняшний день неизвестно. Неизвестно также, кто произвёл выстрел, убивший Текумсе. Однако Ричард М. Джонсон из Кентукки, ставший законодателем и вице-президентом, утверждал, что именно он произвёл смертельный выстрел, и использовал этот момент для продвижения своих будущих кампаний.
Фото: thecollector.com
Эта победа обеспечила Гаррисону и американским войскам контроль над Северо-Западной территорией. Хотя технически война завершилась «Status quo ante bellum», то есть ситуация между сторонами осталась такой же, как и до начала войны, коренные народы Старого Северо-Запада были лишены собственности и сломлены.
Лишившись своего лидера, коренные группы и отдельные люди, входившие в состав великой конфедерации, распались и разошлись. Их поредевшие ряды уже никогда не смогут оказать широкомасштабного сопротивления правительству США к востоку от Миссисипи.
Соединённые Штаты начали насильственное вытеснение племён, чтобы освободить место для поселенческой экспансии, которая продолжалась на протяжении всего XIX века. Разрушение единого сопротивления коренного населения после его смерти иллюстрирует харизму и энергию Текумсе и дело всей его жизни.