В период с 2500 по 2350 годы до нашей эры в Древнем Египте царствовала так называемая пятая династия фараонов, и основателем её считается
Усеркаф. Как и в первых случаях смены династии, неясно, что послужило этому причиной. Предположительно, он был внуком фараона
Джедефры, сыном его дочери
Неферхетепес.
Усеркаф женился на
Хенткаус, дочери
Менкауры, и по всей видимости преемниками фараона стали его сыновья. В папирусе Весткар записано, что три первых фараона пятой династии являются сыновьями Ра и жены его жреца,
Редгдет.
Первое появление Ра как главного божества в Древнем Египте
Ра, бог солнца, находился между рогами богини Мехетуэрет, небесной коровы, вышедшей из первобытных вод Нун. С 5-й династии Ра стал отожествляться с полуденным солнцем и являться одним из главных божеств Египта. Считалось, что он правил не только небом, но и землёй и подземным миром. Его сравнивали с
Гором, их слияние породило Ра-Хорахти, бога двух горизонтов и солнца в зените.
Солнце для египтян было символом благополучия, тепла и света, а также правителем всего сотворённого на Земле. Солнечный диск они рассматривали как Око Ра, в некоторых мифах он считался отцом бога воздуха Шу, богини дождя Тефнут, богини рождений Хекет и богини солнечного жара Сехмет. Аспектами бога Ра являлся не только Хорахти, но и бог восходящего солнца Хенри, бог заходящего солнца Атум и бог солнца в сумерках и на рассвете Хармакис.
По представлениям египтян, Ра путешествовал по небу на двух солнечных ладьях: утренней ладье Манджет и ночной ладье Месектет, на которой он спускался в подземное царство в образе барана с солнечным диском между рогами. На солнечных ладьях Ра сопровождало множество божеств: защищающий его от чудовищ подземного мира змей Мехен,
бог магии Хека, бог повеления Ху, бог восприятия Сиа и другие.
Каждую ночь ход лодки пыталась остановить своим гипнотическим взглядом огромная змея Апопис. Египтяне верили, что во время солнечных затмений змею всё же удается проглотить солнечную ладью с Ра. Считалось, что Ра является создателем не только всего живого, но и времён года.
Утверждение культа Ра пришло с появлением пятой династии, когда фараоны стали считать себя его детьми, зачатыми от бога.
Чуть позже, выбирая себе тронное имя, они прибавляли к нему окончание «ра», и многие давали своим детям такие имена и при рождении. Хотя уже фараон четвёртой династии Джедефра впервые назвался сыном Ра и прибавил этот титул к своему имени.
Широко распространилось с пятой династии строительство храмов, посвященных поклонению Солнцу. Их возводили открытыми, чтобы солнечный свет легко проникал внутрь, вокруг камня пирамидальной формы, символизировавшего выход из первозданных вод.
Считалось, что душа фараона после смерти возносится на небо и соединяется со своим отцом Ра. Бога Солнца изображали в виде человека с головой сокола или жука, в подземном царстве Ра изображался с бараньей головой. Некоторые верили, что когда-то Ра был фараоном с золотым телом, серебряными костями и лазурными волосами.
Голова фараона
Центром солнечного культа был город Гелиополь. При фараоне Усеркафе в Абу-Гурабе был возведён первый солнечный храм, после чего подобные сооружения стали обычным делом для всей династии. В месте, где был построен этот храм, остались лишь руины, но в них была найдена голова Усеркафа, выточенная из граувакки, особого типа песчаника.
Фото: ru.wikipedia.org
Стиль скульптуры начала пятой династии стал проявлять внимание к деталям: приятному разрезу глаз, подчеркнутых макияжем линий и выделением бровей. Отсутствие накладной бороды и деликатность лица заставили археологов подумать, что найденная голова принадлежит богине Нейт, но наличие едва заметных усов позволило определить, что это скульптура строителя храма солнца, фараона Усеркафа с красной короной Нижнего Египта.
Другая статуя из дерева платана была обнаружена в некрополе Саккара. Статуя высотой 110 см изображает древнеегипетского дворянина Каапера, носившего титул главы жрецов-лекторов Мемфиса и визиря Ниждего Египта во время правления Усеркафа. Визири в то время назначались из числа жрецов Мемфиса по соглашению с жрецами Гелиополя.
Статуя указывает на то, что Каапер был достаточно тучным человеком. Он изображён в процессе ходьбы с посохом в руке и одетым в длинную юбку с обнажённым торсом. Здесь тоже наблюдается стиль пятой династии в необычной реалистичности лица. Следует отметить приём изготовления глаз из кварца, бронзы или меди, применяемый для того, чтобы подчеркнуть глубину взгляда. Статуя Каапера находится в Египетском музее Каира.