В 272 году до нашей эры один знатный спартанец
Клеоним, который противостоял властям своего города, попросил царя Эпира,
Пирра, напасть на Спарту. Эпир был древним государством, располагавшимся на части современной Греции и части Албании, а Пирр время от времени нападал на Македонию, захватывая там власть у
Лисимаха, правившего после
Деметрия Полиоркета. Два союзника договорились, что Пирр захватит Спарту, а править там будет Клеоним.
Голова Пирра
Клеоним был младшим сыном спартанского царя
Клеомена II и внуком царя
Клеомброта I, который правил Спартой до
завоевания Греции Филиппом Македонским. Пирр тоже был не против получить контроль над Пелопоннесом и согласился на сделку с Клеонимом. Но армия Пирра встретила неожиданное сопротивление спартанцев. Получив отпор, царь решил остаться на Пелопоннесе на зиму, чтобы весной попытаться снова завоевать Спарту. Пока он ждал, ему предложили поучаствовать в военной кампании по разрешению конфликта в Аргосе.
Когда его армия вошла в город, там шла беспорядочная битва. Улица шла на улицу, и никто не понимал, кто с кем сражается. Пирра увидела с крыши своего дома какая-то старуха и запустила в него кусок черепицы, которая больно ударила его и заставила обернуться, чтобы найти обидчика. В это время местный житель, участвовавший в потасовке, заметил зазевавшегося неприятеля и убил его.
Фото: alex-rozoff.livejournal.com
Царя нашёл внук Деметрия Полиоркета, Алкионей, который был на Пелопоннесе со своим отцом Антигоном с целью противостоять нападению Пирра. Антигон послал сына в Аргос, когда Пирр захватил город, и к удаче молодого македонского принца ему сообщили, что эпирский царь убит на улице. Алкионей бросился на указанное место, отрубил Пирру голову и отнёс её с триумфом Антигону.
Это оказался необдуманный поступок принца, так как отец рассердился, обозвал его варваром и прогнал с глаз своих. Выговор отца послужил уроком Алкионею, поэтому, когда он встретил сына Пирра, Хелена, он уважительно проводил его к останкам отца, которые тот перенёс в храм Деметры. Позже Алкионей погиб в бою, а Антигон пережил своего сына.
Элевсинские мистерии
Деметра, дочь Кроноса и Реи, является божеством в греческой религии, которое правивит природой, урожаем и посевами. Кронос был доолимпийским божеством, сыном Урана и
Геи, также как и Рея, и покровителем первых олимпийцев. Рея, выйдя замуж за своего брата Кроноса, родила шестерых детей: Эстию, Деметру, Эру, Аду,
Посейдона и
Зевса.
Деметра, как и её дочь Персефона, тесно связана со священными законами и элевсинскими мистериями. Персефона была женой Аида и
богиней Подземного мира, которая осенью и зимой помогала мужу в царстве мёртвых, а весной и летом возвращалась на Землю к матери, заставляя снова расцветать природу.
В древнегреческом городе Элевсине в святилище Деметры ежегодно совершались таинственные религиозные обряды, называемые элевсинскими мистериями, в основе которых лежал древний сельскохозяйственный культ. Обряд представлял собой миф о похищении Персефоны Аидом у её матери Деметры. Это был большой праздник, церемония и суть обряда сохранялись с древних времён и держались в секрете.
Посвящённые верили, что в загробной жизни получат награду, вернув Персефону её матери, что символизировало для них вечность жизни.
Современные учёные считают, что сила ритуала имела под собой гипнотическую основу, так как мистерии включали в себя вызывание духов и видения.
Начинается обряд с гимна Деметре, присутствующий в сборнике гомеровских гимнов и датируемый 650 годом до нашей эры. В гимне рассказывается о том, как Аид похитил Персефону и поручил ей нарисовать все земные цветы. Деметра повсюду искала дочь и попросила королеву Элевсины, Метаниру, построить для неё святилище для таинственных обрядов. Королева исполнила её просьбу, а Деметра с помощью своих обрядов вызвала засуху, а за ней и такой голод, что люди не могли приносить жертвы богам.
Зевс просил Деметру вернуться на Олимп, но она ответила, что не прекратит насылать голод то тех пор, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс приказал Аиду позволить дочери вернуться к матери, а Деметра снова восстановила всю растительность на Земле. Но, прежде чем вернуться на Олимп, она обучила мистериям царей Элевсины.
Проведение обряда
Культ Деметры был основан в микенский период около 1550 года до нашей эры, в результате раскопок в Элевсине обнаружили остатки святилища Деметры. С тех пор элевсинские цари взяли на себя управление мистериями, и из всей Греции и даже из других стран сюда стекались паломники. В число посвящённых мог войти любой, мужчины, женщины и даже рабы, достаточно было уметь говорить по-гречески и никогда не совершать убийства.
Ритуал состоял из двух частей: малое таинство очищения, совершаемое весной, и великое таинство освящения, совершаемое осенью. Всё совершалось в секрете, и нужно было дать обет хранить тайну. Участникам обряда давали хлеб, испеченный из ржи, заражённой грибком спорыньи, чтобы получить психотропный эффект с видениями. Всех участников ритуала делили на четыре категории: жрецы и жрицы, посвящённые новички, уже участвовавшие ранее и те, кто уже познал величайшие тайны Деметры.
Большинство секретов так и не дошло до наших дней, так как на обрядах никогда ничего не записывалось. Среди атрибутов ритуала было много закрытых сундуков, корзин с крышками и других ёмкостей, и только посвящённые знали, что в них содержится. Перед обрядом Деметре и Персефоне приносили в жертву поросёнка, а затем участники проходили ритуальное очищение в реке Иллисос.
Во время малого таинства новички видели драматические зрелища, означающие страдание души, запертой в теле. Конечная цель первого обряда заключалась в возвращении человека к первоначальным принципам и совершенному наслаждению духовным благом. После этого они становились посвящёнными.
Фото: vitkvv2017.livejournal.com
Став достойными участвовать в великих мистериях, которые длились десять дней, посвящённые переносили священные предметы из Элевсины в храм Афинского Акрополя. Это происходило 14 числа месяца Бождромиона, приходящегося примерно на конец сентября. 15-го Боэдромиона начиналось торжественное открытие мистерий в Афинах, сопровождаемое жертвоприношением.
16 числа Боэдромиона посвящённые шли купаться к афинскому порту Фалеру и одновременно мыли в море поросёнка. Потом они возвращались в город, приносили в жертву этого поросёнка и ели его. После этой трапезы им запрещалось есть до возвращения в Элевсины.
17 числа Боедриомона, совершали ещё одно жертвоприношение Деметре в присутствии городских властей, затем участники шли на фестиваль, который состоял из шествия к Акрополю и пира на всю ночь, на котором гуляли только гости, так как посвящённым нельзя было есть. Ещё одним шествием и жертвоприношением завершался праздник 18 числа Боэдриомона.
На рассвете 19-го числа месяца Боэдромиона внушительная процессия двигалась к Элевсине, расположенной в двадцати километрах к западу. Простые граждане, наставники и новые посвящённые сопровождали жриц, несущих священные предметы обратно в храм Деметры.
По дороге, называемой Священным путём, участники процессии пели песни, обменивались непристойными шутками, но ничего не ели и не пили. Эта часть культа не была тайной, так как процессию часто сопровождали многие афиняне. Путь проходил через болото, и считалось, что, кто провалится в трясину, тот не достоин продолжать служить культу.
По возвращении в Элевсину, посвящённые заходили во двор святилища с факелами, омывались в бассейнах, вокруг которых танцевали женщины, и всю ночь не спали, что символизировало поиски Деметрой своей дочери. Наутро, войдя в святилище, они, наконец, могли себе позволить выпить ритуальный напиток цицеон, взяв его из священной корзины, а затем положив обратно, что означало выход из подземного мира Персефоны и возвращение её обратно. После этого посвящённые считали себя усыновленными богиней.
20 числа Боэдромиона посвящённые шли в большой зал с трибунами, где могли находиться до двух тысяч человек, ранее участвующих в ритуале. В этой церемонии принимало участие много жрецов и жриц, факелоносцев и слуг. Эта часть церемонии является тайной, поэтому никому точно не известно, что происходило в зале, лишь предположительно там разыгрывалась драматическая инсценировка мифа о похищении Персефоны.
За разглашение информации полагалась смерть. Древние писатели сообщают, что Диагор, древнегреческий философ и поэт, был приговорён к смертной казни в Афинах за сомнение в религиозности ритуала, но был оправдан. Некоторые историки считают, что именно жрецы вызывали видения святой ночи посредством огня, олицетворяющего загробную жизнь, и различных священных предметов. Другие считают, что переживания должны были быть вызваны сильнодействующим психоактивным веществом, содержащимся в ритуальном напитке цицеоне.
За этой частью мистерий 21-го числа следовало всенощное пиршество, сопровождавшееся весельем и танцами в месте, где росла кукуруза. Поздно ночью или рано утром совершалось жертвоприношение быка. В день 22-го Боэдромиона посвящённые почитали умерших, совершая возлияния из священных сосудов, а 23-го числа Боэдромиона мистерии заканчивались, и все разъезжались по домам.