Бхагабхадра правил на севере центральной Индии с 114 по 83 год до нашей эры. Династия Шунга в тот период оставила свою столицу в Паталипутре, но Бхагабхадра держал двор также и в Видише. Бхагабхадра записан в
Пуранах под именем Бхадрака как пятый правитель Шунга.
Миф о Варанаси и Шиве
Посол индо-греческого царя
Антиалкидаса,
Гелиодор, назвал пятого императора
династи Шунга «
Касипутра Бхагабхадра, Спаситель, сын принца из Варанаси». Варанаси, город в северной Индии на реке Ганг, занимал центральное место в традициях траура, смерти и паломничества в индуистском мире. Название его произошло от двух притоков Ганга, Варуна и Асси, ограничивающих город с двух сторон.
Согласно мифологии, Варанаси был основан Шивой, высшим существом в индуизме. Шива входит в индуистскую троицу вместе с Брахмой и Вишну, он создаёт, преображает и защищает Вселенную. Шива живёт на горе Кайлаш и ведёт аскетический образ жизни как всеведущий йог. С ним живут его жена Парвати и сыновья Ганеша, бог мудрости, и Сканда, бог войны. Иногда Шива убивает демонов, но чаще всего он остаётся добрым домохозяином, покровителем искусства, медитации и
йоги.
Шиву изображают со змеями на шее, священной рекой Ганг, вытекающей из его волос, и третьим глазом на лбу. Когда он открывает этот глаз, всё, на что он посмотрит, превращается в пепел. Образ Шивы, имеющего доведические корни, развивался как объединение более старых божеств до его воплощения в главное божество, широко почитаемое не только в Индии, но и Бали, Яве, Шри-Ланке и Непале.
У Шивы случился конфликт с Брахмой, во время которого Шива оторвал ему одну из его пяти голов и нёс её в руке как знак своей храбрости. Он всегда держал при себе голову Брахмы, а когда пришёл в Варанаси, голова выпала из его рук и провалилась под землю. С тех пор земля Варанаси считается чрезвычайно священной.
Великий йог Шива
Шива считается богом и учителем йогов, полностью поглощённым собой. Йога зародилась в
Древней Индии как группа духовных, умственных и физических дисциплин, преследующих цель успокаивать и контролировать сознание и мирские страдания.
Впервые практики йоги упоминаются в священных текстах Ригведы, и известно, что йога продолжала развиваться в шестом веке до нашей эры как систематическое изучение в аскетических древнеиндийских движениях. Самым полным учением йоги является Йога-сутра Патанджали, датируемое первыми веками нашей эры.
Шива является высшим гуру йоги, который учит единству своего сокровенного «я» с высшей реальностью и растворению, включающему в себя преодоление страданий.
Впервые слово «йога» было использовано в гимне Ригведы, посвященном восходящему Солнцу. Первый комментарий к «Йога-сутрам» написал Вьяса, объясняя, что йога означает «сосредоточение». В «Йога-сутрах» это практический аспект йоги, союз с «высшим» при выполнении повседневных обязанностей.
Связь Шивы и йоги заключается в идее о том, что люди ничего не делают для других, занимаясь своими делами, а духовность йоги и Шивы помогает заглянуть за пределы обыденного и принести пользу всему миру, находясь в блаженном состоянии существования.
Буддийский комплекс Санчи
Недалеко от Видиши, где держал свой двор император Бхагабхадра, расположен город Санчи со своей известной Великой ступой на вершине холма. Считается, что она относится к периоду Шунга и является важным памятником индийской архитектуры и одним из древнейших каменных сооружений в Индии.
Фото: tourpedia.ru
Первоначально Великий император
Ашока Маурья построил над мощами Будды простую кирпичную полусферу в третьем веке до нашей эры. Над ней была сооружена чатра, символизирующая высокое положение для защиты реликвий и почитания. Ашока лично наблюдал за работами, тем более что его жена
Деви была родом из Видиши, где её отец был торговцем, а в Санчи они поженились с Ашокой.
В период Шунги к ступе были добавлены балюстрада, окружающая конструкцию, и искусно вырезанные декоративные ворота. Позже в комплексе соорудили ступы поменьше и несколько храмов. Этот комплекс является наиболее хорошо сохранившимся в Индии и охватывает большую часть эволюции древней буддийской архитектуры.
Предполагается, что с приходом к власти императора
Пушьямитра Шунга Великая ступа могла подвергнуться вандализму во втором веке до нашей эры. Кирпичная ступа, которую построил Ашока, при Шунгах была покрыта камнем, поэтому, возможно, что Пушьямитра разрушил её, а его сын
Ангимитра восстановил сооружение.
Далее ступа была ещё больше расширена каменными плитами во время более позднего правления Шунги, а сверху был установлен купол с ведущей к нему лестницей. Эти элементы датируются примерно 175 – 125 годами до нашей эры, и на них отсутствуют какие-либо украшения, лишь надписи их создателей.
Самые ранние архитектурные украшения представлены на второй ступе, представляющие собой сцены из
жизни Будды. На второй ступе обнаружены надписи на языке кхароштхи, древнего индоиранского письма. Предполагают, что в её сооружении принимали участие рабочие с северо-запада, из региона Гандхара.
Примерно после 115 года до нашей эры из Гандхары приехал посол Гелиодор от индо-греческого царя Антиалкидаса, воздвигший знаменитую колонну Гелиодора в Видиши, и нанёс визит ко двору Бхагабхадры Шунги. Это указывает на то, что в то время улучшились отношения между народами, и что люди начали путешествовать.